Главная РЕЛИГИИ МИРА. ИУДАИЗМ
Религия Мира. Иудаизм - Cтраница 84 PDF Печать E-mail
Добавил(а) Administrator   
24.01.12 15:46
Оглавление
Религия Мира. Иудаизм
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21
Страница 22
Страница 23
Страница 24
Страница 25
Страница 26
Страница 27
Страница 28
Страница 29
Страница 30
Страница 31
Страница 32
Страница 33
Страница 34
Страница 35
Страница 36
Страница 37
Страница 38
Страница 39
Страница 40
Страница 41
Страница 42
Страница 43
Страница 44
Страница 45
Страница 46
Страница 47
Страница 48
Страница 49
Страница 50
Страница 51
Страница 52
Страница 53
Страница 54
Страница 55
Страница 56
Страница 57
Страница 58
Страница 59
Страница 60
Страница 61
Страница 62
Страница 63
Страница 64
Страница 65
Страница 66
Страница 67
Страница 68
Страница 69
Страница 70
Страница 71
Страница 72
Страница 73
Страница 74
Страница 75
Страница 76
Страница 77
Страница 78
Страница 79
Страница 80
Страница 81
Страница 82
Страница 83
Страница 84
Страница 85
Страница 86
Страница 87
Страница 88
Страница 89
Страница 90
Страница 91
Страница 92
Страница 93
Страница 94
Страница 95
Страница 96
Страница 97
Страница 98
Страница 99
Страница 100
Страница 101
Страница 102
Страница 103
Страница 104
Страница 105
Страница 106
Страница 107
Страница 108
Страница 109
Страница 110
Страница 111
Страница 112
Страница 113
Страница 114
Страница 115
Страница 116
Страница 117
Страница 118
Страница 119
Страница 120
Страница 121
Страница 122
Страница 123
Страница 124
Страница 125
Страница 126
Страница 127
Страница 128
Страница 129
Страница 130
Страница 131
Страница 132
Страница 133
Страница 134
Все страницы

ЯЗЫК И МУЗЫКА
В ортодоксальной синагоге как Тора, так и Пророки читаются речитативом на иврите, как это было описано выше. Это может делать специально обученный человек либо кто-то из верующих по особому случаю, такому, как суббота перед его свадьбой или завершение периода оплакивания близкого родственника. Сидра продолжается очень долго, поэтому ее подразделяют на части, и по меньшей мере семь человек по очереди вызываются к биме либо читать, либо возносить молитву до или после чтения, или свидетельствовать и следить за чтением. Для этой привилегии существует специальный термин «алия» («восхождение»), В обычной реформистской практике «алия» предоставляется только одному человеку, и сама сидра прочитывается, а не произносится речитативом. До или сразу после текста на иврите следует перевод на родном языке (в некоторых синагогах перевод следует за каждым стихом). Основная цель — ясность и доступность понимания при сохранении древнего языка Торы. Гафтара в реформистских синагогах обычно читается на родном языке и произносится или пропевается только одно благословение на иврите.
Несмотря на то, что каждый обладающий определенными качествами и умеющий читать вслух Тору (и вести молитву) может это делать, ортодоксальные синагоги часто приглашают профессионального кантора, «хазана». В прежние времена хазан был должностным лицом и занимался решением практических вопросов общины. В настоящее время роль его сводится главным образом к проведению большей части службы. Хазан должен пройти серьезный курс обучения не только как певец, но и как специалист в «хазануте» (иудейской богослужебной музыке). В США, например, первой школой для обучения хазанов был Иудейский объединенный колледж Священной музыки, основанный в 1948 г. В Великобритании хазаны обучаются в Еврейском колледже.
Будущее музыкальной традиции и ее роль в иудейском культе вызывают серьезное беспокойство. Услуги хазана недоступны для маленьких общин из- за их стоимости, да и другие предпочитают обходиться без его услуг. Очень немногие реформистские синагоги, даже крупные, нанимают кантора. Частично это объясняется тем, что большая часть службы проводится на родном языке и не требует соответствующего навыка. Кроме того, реформистские службы короче и могут с таким же успехом использовать хор (всегда смешанный) и орган (расположенный на балконе, как, например, орган 1870 г. в синагоге западного Лондона, или за ковчегом), чтобы вести пение. Кроме того, в реформизме делается упор на участие всех членов конгрегации, а не на солирование, а ведущую партию вместо хазана может исполнять раввин.
В Храме Соломона были не только певцы и музыканты (см. 1 Паралипоменон, 25), но и также музыкальные инструменты (см. Псалтирь, 92:2—4). После разрушения Храма в службу ввели некоторые ограничения. Руководствовались при этом тремя соображениями: необходимостью проявлять сдержанность при оплакивании потери Храма, решением избежать попытки копирования Храма в синагоге и тем фактом, что на музыкальных инструментах нельзя играть в субботу или по праздникам (см. главу 12). В некоторых ортодоксальных синагогах есть орган, но на нем играют преимущественно на свадьбах. В реформизме нет этих ограничений, поскольку его авторы в XIX веке не соглашались с соображениями, касающимися Храма (в США реформистские синагоги часто называются «храмами»),
В синагогах, где нет музыкальных инструментов, упор делается на вокальную партию. Некоторые полагают, что ее самые простые и чистые формы восходят по крайней мере ко времени Ездры и, возможно, к периоду Первого Храма. Замечательное единство трех основных совершенно разных традиций в иудейской богослужебной музыке — ашкеназов, сефардов и восточной — дают все основания предполагать наличие общего корня в храмовой музыке. Потрясающие сравнения были сделаны (например, профессором Иехезкелем Брауном из Университета в Тель-Авиве) между иудейскими йеменскими песнопениями и христианскими грего- рианскими напевами. Для тех и других характерны короткие фразы в сочетании с заданными секвенциями, которые вместе образуют длительный речитатив. Фразы обозначены символами над или под текстом на иврите по системе, известной как «речитативное пение». (Есть разные формы речитативного пения для Торы и для гафтары.) Система, которая была усовершенствована в IX веке н. э., используется до сих пор. Эти «установленные песнопения» расцвели в золотой век испанского еврейства (900—1400), а когда евреи-сефарды были изгнаны из Испании в конце XV века, они забрали свою музыку с собой в страны Средиземноморья, такие, как Марокко. Хазан — это явление XIX века, а орган стал применяться сам по себе в иудейских богослужениях только с начала реформистского движения. Хор вместе с четырехчастной гармонией — также современное включение в иудейскую религиозную музыку.