Главная РЕЛИГИИ МИРА. ИУДАИЗМ
Религия Мира. Иудаизм - Cтраница 10 PDF Печать E-mail
Добавил(а) Administrator   
24.01.12 15:46
Оглавление
Религия Мира. Иудаизм
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21
Страница 22
Страница 23
Страница 24
Страница 25
Страница 26
Страница 27
Страница 28
Страница 29
Страница 30
Страница 31
Страница 32
Страница 33
Страница 34
Страница 35
Страница 36
Страница 37
Страница 38
Страница 39
Страница 40
Страница 41
Страница 42
Страница 43
Страница 44
Страница 45
Страница 46
Страница 47
Страница 48
Страница 49
Страница 50
Страница 51
Страница 52
Страница 53
Страница 54
Страница 55
Страница 56
Страница 57
Страница 58
Страница 59
Страница 60
Страница 61
Страница 62
Страница 63
Страница 64
Страница 65
Страница 66
Страница 67
Страница 68
Страница 69
Страница 70
Страница 71
Страница 72
Страница 73
Страница 74
Страница 75
Страница 76
Страница 77
Страница 78
Страница 79
Страница 80
Страница 81
Страница 82
Страница 83
Страница 84
Страница 85
Страница 86
Страница 87
Страница 88
Страница 89
Страница 90
Страница 91
Страница 92
Страница 93
Страница 94
Страница 95
Страница 96
Страница 97
Страница 98
Страница 99
Страница 100
Страница 101
Страница 102
Страница 103
Страница 104
Страница 105
Страница 106
Страница 107
Страница 108
Страница 109
Страница 110
Страница 111
Страница 112
Страница 113
Страница 114
Страница 115
Страница 116
Страница 117
Страница 118
Страница 119
Страница 120
Страница 121
Страница 122
Страница 123
Страница 124
Страница 125
Страница 126
Страница 127
Страница 128
Страница 129
Страница 130
Страница 131
Страница 132
Страница 133
Страница 134
Все страницы

Много дальше мы читаем:
«Раббан Йоханан бен Заккай, принял это учение от Тиллеля и Шаммая. Он говорил: если ты много изучал Тору, не кичись этим, ибо для сего ты был создан. УРаббана Йоханана бен Заккая было пять учеников; и вот они: рабби Елиэзэр бен Торкенус, рабби Иегошуа бен Хана- нъя, рабби Йосей, рабби Шимон бен Натанъэлъ и рабби Элъзар бен Арах» (2:9—10).
Этот список включает в себя также выдающихся личностей, способствовавших развитию раввинис- тического иудаизма, или «Иудаизма двойной Торы», как называет его ученый Яков Неснер. Предполагают, что основателем раввинистического иудаизма является Йоханан бен Заккай, центральная фигура в иудаизме.
Один из тех, кто уцелел после покорения римлянами Иерусалима, он основал центр в Явне (греческий вариант: Йамния), в Северной Палестине, где
около 100 г. н. э. было установлено, какие книги считать священными. О нем самом известно немного, но значение его личности заключается в том, что он настаивал на изучении Торы.
ОСОБЕННОСТИ ВТОРОГО ХРАМА
Два раввина, упомянутые до Йоханана бен Зак- кая, Гиллель и Шаммай, основали школы для изучения Торы. Иудаизм I века н. э. был далеко не однородным. На этой чрезвычайно творческой стадии развития иудаизма появилось очень много разнообразных сект и движений. Одно из таких движений, чье влияние чувствовалось, вероятно, дольше всего, было движение фарисеев, и Гиллель и Шаммай были в нем одними из первых и самых известных учителей. Они стали называться «рабби» («мой господин» в смысле «мой учитель»), откуда и появился термин «раввинистический иудаизм». Гиллель и Шаммай часто расходились в точках зрения по разным вопросам, и записи мнений двух соперничающих между собой школ распространились далеко за их пределами. В Мишне (раввинистических писаниях), в трактате «Благословения» (на иврите «Бра- хот»), например, мы встречаемся с дискуссией по поводу порядка молитв, которые читают за едой. В трактате, посвященном документам о разводе (на иврите «Гиттин»), мы находим различные толкования Второзакония (24:1), представленные в переработанном каноническом толковании Библии:
«Если кто возьмет жену и женится на ней, и она не найдет благоволения в глазах его, потому что он найдет в ней что-нибудь постыдное, и напишет ей разводное письмо...»
То, что дает основания для развода, заключается в понятии «что-нибудь постыдное». Добавив одно- два слова, чтобы прояснить смысл, мы можем перевести отрывок из текста Мишны на эти слова следующим образом:
«Школа Шаммая считает: муж не может развестись с женой, если только не найдет в ней что-нибудь постыдное, так как было сказано: «Потому что он найдет в ней что-ни- будь постыдное». Но школа Тиллеля говорит: «Даже если она испортила кушанье», так как было сказано: «Потому что он найдет в ней что-нибудь постыдное». Рабби Акива говорит: даже если он нашел другую, более красивую, чем она, как было сказано».
Последователи Шаммая разрешают развод только на основании сексуальной связи вне брака, в то время как последователи Гиллеля считают развод возможным на основании гораздо менее серьезных причин. Что же касается последователей Акивы, то, по их мнению, развод возможен вообще по любой причине. Мишна не дает никакого окончательного суждения по этому вопросу, однако более поздними раввинисти- ческими учениями развод совершенно очевидно не поощряется, как об этом сказано в Талмуде (обсуждение Мишны), например: «Когда муж разводится с женой, даже алтарь проливает слезы» (Гиттин, 906).
Последователь Гиллеля и Йоханана, Акива — третий по счету учитель, чья разработка правовых традиций иудаизма легла в основу Мишны. Ему приписываются многочисленные высказывания из Мишны. Акива умер смертью мученика во время восстания Бар Кохбы против римлян в 134 г. н. э.
В I веке фарисеям противопоставляли себя саддукеи. Пунктом противоречий между двумя группами была природа предания и его авторитет. Саддукеи учили, что только письменная Тора может считаться авторитетом. Они отвергали любые обычаи и верования, если не находили упоминания о них в книгах Моисея, например, воскресение мертвых. (Семью веками позднее в Вавилоне движение караимов точно так же требовало возврата к авторитету Библии, порицая раввинистические толкования.) Саддукеи были служителями культа, должность которых передавалась по наследству, по этому же принципу была устроена и секта. Их главой был первосвященник. Они взяли свое название от Цадока, священника времен правления Давида и Соломона. Преобладала и сохранилась, однако, точка зрения фарисеев, и в одном из поздних комментариев говорится, что Бог явил Моисею Библию, Талмуд, мидраш и даже ответы на вопросы, которые будут поставлены в будущем серьезными учениками. Утверждения фарисеев заключаются не в том, что вся устная Тора была передана без изменений со времен Моисея, а в большей степени в том, что принципы толкования и главные ее идеи восходят к его времени. Если письменная Тора постоянна и незыблема, то устная Тора открыта, она постоянно развивается. Таким образом, существенно важной здесь является неразрывная цепочка раввинов от Моше Раббейну («учителя нашего Моисея»), Такова позиция ортодоксального иудаизма на сегодняшний день (см. главу 4), в соответствии с которой письменная Тора не может меняться, но она постоянно указывает свое отношение к непрерывно меняющейся жизни и тесно связана с ней.
Известны также другие иудейские секты периода Второго Храма, в том числе кумранская в районе Мертвого моря. Подавляющее большинство ученых отождествляют эту группу с одним из ответвлений ессеев. Сведения об ессееях исходят от авторов Жозефуса и Фило, однако представление о верованиях и обычаях кумранской секты основывается главным образом на информации из свитков, найденных большей частью в период между 1947 и 1960 гг. в пещерах, расположенных в этой местности. Все эти секты различались не только по своим теологическим воззрениям, но и по взаимоотношениям с властью Рима. После того как римляне заняли Иерусалим в 63 г. н. э., они положили конец еврейскому самоуправлению, которое было учреждено Маккавеями в 164 г. до н. э. Из двух самых крупных сект, появившихся, по-видимому, в тот период, фарисеи часто были очень критически настроены по отношению к источникам власти, в то время как саддукеи приняли светскую власть, предоставленную им римлянами, как раньше — птолемеевыми греками. Их власть и богатство совершенно не соответствовали их численности.