Страница 31 из 134
Реформистское движение имело и имеет очень большое влияние среди американских евреев. Те, кто эмигрировали из Германии в XIX веке, обнаружили, что жизнь и воззрения «Нового Мира» хорошо уживаются с «Новым иудаизмом». Реформистские раввины европейского происхождения оказались способны быть связующим звеном между более радикальными представителями, такими, как Кауфман Кохлер, чьи позиции преобладали на собрании в Питтсбурге, и теми, кто настаивал, что реформизм — это обновление иудаизма, а не разрыв с ним. Главным среди этих посредников был Исаак Мэйер Вайс, который создал сеть крупных организаций реформизма: Союз американских еврейских конгрегация, 1873 г., Иудейский Объединенный колледж для обучения раввинов, 1875 г., в том же году — Ассоциацию раввинов. Позднее раввины, придерживающиеся более четкой сионистской философской ориентации (такие, как Стефен Вайс, 1874—1949), обладающие глубокими познаниями в области традиционного богослужения (такие, как А. 3. Идельсон, 1882—1938) и мастерством в толковании Галахи (такие, как Соломон Фрихоф, 1892—1990), смогли более искусно объединить традицию и перемены, чем это было в ранний, оборонительный период реформистского течения. Женщины были уравнены в правах с мужчинами, и в 1972 г. в раввины была посвящена первая женщина. И все-таки была сделана серьезная попытка «удовлетворить всех»: например, хор, который вел бы пение, было предложено ввести как альтернативу или дополнение к кантору, а не как замену ему. Сегодня 13% американских евреев принадлежат к реформистскому течению, составляя большинство реформистских иудеев, которых во всем мире насчитывается более миллиона. В Великобритании сначала решались практические вопросы, а затем уже создавались идеологические формулировки. Действительно, британский реформизм появился почти случайно, и в течение некоторого времени отношение к нему было именно таким, прежде чем он начал развиваться в том же направлении, что и немецкий реформизм. Первый шаг был сделан членами Бевис Маркс, старейшей в Великобритании синагоги евреев-сефардов, в лондонском Ист-Энде. Переехав в Вест-Энд, они хотели, чтобы там у них тоже была синагога, но община в Вест-Энде возражала против этого, опасаясь потери финансовой поддержки со стороны состоятельных вест-эндских семей. Тогда некоторые пошли дальше в своих планах, порвали с Бевис Маркс и в 1840 г. образовали независимую конгрегацию. К ним присоединились несколько семей ашкеназов, и, назвав себя «Еврейская британская община западного Лондона», они открыли синагогу в 1842 г. Обладая независимостью, они воспользовались возможностью проводить незначительные реформы в синагогальных службах. В 1841—1842 гг. был выпущен молитвенник (первое издание «Формы молитвы» — см. главу 10). Они нащупывали свою теологическую дорогу — это было видно из того факта, что их первый священник, высокочтимый Д. У. Маркс, объявил, что только письменная Тора является обязательной, а устная недостаточно авторитетна, в то время как более поздние реформистские раввины говорили, что частями Библия устарела, а воззрения раввинистической литературы будут жить вечно. Непрекращающаяся дискуссия вокруг Галахи в реформизме представляется его последователям достоинством, а его противникам — фактором, вносящим путаницу во взгляды. Во второй половине XX века движение в направлении традиции продолжалось. Это особенно справедливо для Великобритании, где реформизм близок к тому, что в Америке является консервативным иудаизмом (см. ниже). Его сторонники составляют около 13% евреев, принадлежащих к синагоге в Великобритании (7% принадлежат к либеральному движению, которое является более радикальным из двух основных неортодоксальных течений в Великобритании). В настоящее время существует 41 конгрегация (около 42 тысяч членов), входящая в состав Реформистской Синагоги Великобритании (RSGB) — это название получила ассоциация, образованная в 1941 г.
|