Главная РЕЛИГИИ МИРА. ИУДАИЗМ
Религия Мира. Иудаизм - Cтраница 26 PDF Печать E-mail
Добавил(а) Administrator   
24.01.12 15:46
Оглавление
Религия Мира. Иудаизм
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21
Страница 22
Страница 23
Страница 24
Страница 25
Страница 26
Страница 27
Страница 28
Страница 29
Страница 30
Страница 31
Страница 32
Страница 33
Страница 34
Страница 35
Страница 36
Страница 37
Страница 38
Страница 39
Страница 40
Страница 41
Страница 42
Страница 43
Страница 44
Страница 45
Страница 46
Страница 47
Страница 48
Страница 49
Страница 50
Страница 51
Страница 52
Страница 53
Страница 54
Страница 55
Страница 56
Страница 57
Страница 58
Страница 59
Страница 60
Страница 61
Страница 62
Страница 63
Страница 64
Страница 65
Страница 66
Страница 67
Страница 68
Страница 69
Страница 70
Страница 71
Страница 72
Страница 73
Страница 74
Страница 75
Страница 76
Страница 77
Страница 78
Страница 79
Страница 80
Страница 81
Страница 82
Страница 83
Страница 84
Страница 85
Страница 86
Страница 87
Страница 88
Страница 89
Страница 90
Страница 91
Страница 92
Страница 93
Страница 94
Страница 95
Страница 96
Страница 97
Страница 98
Страница 99
Страница 100
Страница 101
Страница 102
Страница 103
Страница 104
Страница 105
Страница 106
Страница 107
Страница 108
Страница 109
Страница 110
Страница 111
Страница 112
Страница 113
Страница 114
Страница 115
Страница 116
Страница 117
Страница 118
Страница 119
Страница 120
Страница 121
Страница 122
Страница 123
Страница 124
Страница 125
Страница 126
Страница 127
Страница 128
Страница 129
Страница 130
Страница 131
Страница 132
Страница 133
Страница 134
Все страницы

Прежде всего, ультраортодоксия не является однородной группой. Здесь существуют два больших движения. Первое — это литовская традиция, которая делает упор на изучении Талмуда в иешиве (или академии, как это описывается в главе 8). Второе движение также делает упор на Торе, но в сочетании с тем, что можно описать как мистический подход. Это движение известно как «хасидизм», от слова «хасид» (что на иврите означает «благочестивый»). Термин «хасид» применялся в отношении иудеев, которые во II веке до н. э. противостояли оппозиционной им вере, однако движение хасидов было не столько движением сопротивления, сколько движением возрождения. Они действовали в обстановке, которая сложилась в Восточной Европе в ХУШ веке, преимущественно в Польше и Литве, и их призыв относился к угнетенным еврейским крестьянам этих земель. Возрождение заключалось в том, что они стремились к усилению религиозного рвения, к тесной связи с Божественным через выражение восторга, особенно через песни и танцы (некоторые мелодии хасидов глубоко трогают, и удивительно, как даже медленные мелодии способны вызывать желание танцевать). Их раввины, которых они называли «реббе», были харизматическими личностями и стремились очернить любое знание, если оно было недостаточно проникнуто духовностью. Первым таким деятелем и, таким образом, основателем движения был рабби Израэль бен Елиэзер. Ему был присвоен титул «Баал Шем Тов» («Мастер Доброго Имени», то есть имени, принадлежащего Богу), и его знали под акронимом «Бешт». Он пользовался любовью людей как целитель, и от него руководство движением переходило последовательно от одного к другому цадику (что значит «праведник»). Каждый цадик пользовался авторитетом в силу своей близости к
Богу.
Этот факт знаменовал собой явный отход от традиционного руководства раввинов, чей авторитет основывался исключительно на их учености. Отсюда последовало противоборствующее движение, члены которого назывались «митнагдим» («противники»), Руководителем движения стал Элия бен Залман из Вильнюса, который благодаря своим глубоким и обширным познаниям носил титул «Виленский гаон». Он был также знаток мистических писаний «Каббалы» («Традиция»), но воспринимал их по-другому, чем хасиды, которые черпали вдохновение не из учения, а из других источников. Мистицизм — не слишком простой предмет для разговора и, разумеется, не входит в число существенно необходимых тем для книги, цель которой объяснить образ мысли за внешним выражением жизни евреев сегодня. Тем не менее различные формы мистицизма оказали длительное воздействие на иудейские движения и их отдельных представителей, и не только на ультраортодоксов.