Страница 45 из 134
В период празднования Пэсах соблюдаются особые правила для еды. Тогда, и только тогда, пищевой продукт, который содержит хамец («квасное», а буквально, «кислое или ферментированное»), запрещен (используются отдельные кухонная утварь и принадлежности). В качестве альтернативы посуда, которая впитала в себя такой продукт и может быть кашерована, должна подвергнуться этому процессу для употребления в Пэсах. Не разрешаются те алкогольные напитки, которые произведены из заквашенного зерна (например, виски). В прочее время кашерность вина зависит не от способа производства, а от того, кто участвует в процессе. Многие ортодоксальные евреи не употребляют вино, если в процессе его производства на любой стадии, начиная от сбора винограда и до момента розлива вина в бутылки, принимал участие нееврей. Это убеждение уходит своими корнями в талмудические времена, когда вино, которое использовалось в обрядах идолопоклонников, было абсолютно запрещено для евреев. Позднее этот запрет распространился на любое вино, к которому прикасались неевреи (если вино в процессе его производства подвергалось кипячению, оно больше не считалось причастным к религии и запрет на него не распространялся). СТРОГОСТЬ В СОБЛЮДЕНИИ ЗАКОНОВ О ПИЩЕ Многие евреи соблюдают законы кашрута во всей их полноте и очень скрупулезно. Позиция ортодоксального иудаизма гласит, что традиционная Галаха обязательна для соблюдения. Вопрос о том, что можно есть, а что нельзя, регулируется нормами, корни которых уходят в библейские тексты, и раввинистическими разработками библейских правил. Если пищевые ограничения связаны с большими усилиями, расходами и препятствуют ассимиляции с нееврейским обществом, значит, в конечном итоге это способствует достижению цели всех законов о питании. Они напоминают евреям об их отделении от других народов, требуют разборчивости и признания, что тело и пища даны Богом, который призывает свой народ к святости (отделению). Последние исследования в Америке и других местах показали, что критерии соблюдения законов о пище среди верующих различных неортодоксальных движений не слишком высоки и продолжают снижаться. Возможно, это покажется удивительным, если вспомнить, что кашрут вместе с правилом соблюдения субботы являются областью, которая имеет самое прямое отношение к жизни большинства евреев и которую в широком смысле рассматривают как основу еврейской жизни. Статистика по США, где проживает самая большая еврейская диаспора в мире и где вся документация представлена в наибольшем объеме, помогает нам увидеть теоретические позиции соответствующих групп. Различное отношение к кашруту этих групп служит яркой иллюстрацией к проблеме определения той степени свободы, которая должна быть предоставлена индивидууму (или маленькому сообществу) в решении, что есть «еврейская жизнь», если отвергнута традиционная установка на обязательное подчинение Галахе. В начале существования реформизма лидеры движения придерживались той точки зрения, что законы о пище лишены рационального начала и вредны для добрых отношений между евреями и неевреями. Гейгер и Гольдхейм в Германии и еще в большей степени Кохлер в Америке восприняли эту негативную точку зрения. Различие делалось не между Моисеевыми и раввинистическими законами, а между типами законов. В то время как законы морали считались обязательными, ритуальные законы преследовали цель возвышать и освящать жизнь. Если они не служили этой цели, их необходимо было отменить. Наиболее радикальное заявление по этому поводу было сделано в «Питтсбургской платформе» — решении, принятом на конференции раввинов в 1885 г. (см. главу 5), в котором выдвинуто предположение, что кашрут фактически может быть препятствием к духовному возвышению. «Ко- лумбусская платформа» 1937 г. приняла более позитивную точку зрения на Галаху в целом, и еще шаг вперед в этом направлении был сделан в последней всеобъемлющей декларации Американских реформистских раввинов в их «Столетней перспективе» 1976 г. На практике сегодня многие реформистские иудеи действительно придерживаются по крайней мере некоторых традиционных правил (а многие ортодоксальные иудеи не соблюдают некоторые из них), но с позиции ортодоксов практика реформистов не имеет логического обоснования и является вопросом личного предпочтения. Высказывания реформистских проповедников производят все то же впечатление: кашрут не является жизненно необходимым и легко может стать препятствием для истинно религиозного чувства.
|