Страница 74 из 134
Обычное начало для «брахи» следующее: «Благословен Ты, Господи наш Боже, Царь Вселенной, Который...» Далее может следовать, как показано выше, необычное или новое зрелище, получение новостей (хороших или плохих), это могут быть также слова, произносимые перед употреблением любой пищи или напитка или перед исполнением мицвы (относится только к ритуальным обязанностям, а не к этическим), например, обрезания («...повелел нам, чтобы сыновья наши вошли в завет с Авраамом, нашим отцом»). Здесь важны два аспекта формулировки. Первый — это Бог, Кто благословен, а не событие, предмет или мицва (заповедь). То есть благословен Бог, «Который сотворил фрукты для вина», а не само вино. Во-вторых, здесь имеет место смена лица от второго («Ты») к третьему («Он, Который сделал»), как если бы в мире предусмотрено только непрямое ощущение святого Бога. Через особый момент непостижимый и вечный Бог являет Свое присутствие. 8-1900 Нигде это не выражается лучше, чем в особой молитве благодарности за достижение какого-то определенного момента во времени, которая может быть передана так: «Благословен Ты, Господь наш, Бог, Который сохранил нас живыми, дал нам силы, позволил дожить нам до этого часа». Эта молитва получила название «шегехеяну», от выражения на иврите, которое звучит так: «Он, Который сохранил нас живыми». Так, завершая строительство нового дома или приобретая что- либо, иудей благословит Бога не за место, но за момент. «Шегехеяну» возносится также перед началом каждого праздника, с упором на преимущество остаться в живых и поэтому праздновать в этот раз Божье откровение. Хотя эти благодарственные, да и другие молитвы тоже можно возносить везде, где представится случай, основными местами для молитвы остаются синагога и дом. Молитвенники всех течений иудаизма, таким образом, включают в себя и молитвы для синагоги, и молитвы для дома. Многие можно читать и там и там. Еще одна, обычно читаемая дома, — это послетрапезная молитва. Эта, по всей видимости, самая ранняя из всех формальных бенедикций (благословений священника из книги Числа, 6:22—27), которая, как мы знаем из главы 2, вероятно, в основе своей восходит к VII веку до н. э., относится к другой категории молитв. Более важным моментом, чем дата возникновения, является способ, которым в иудаизме послетрапезная молитва позволяет постигнуть сущность места, где возносится молитва. Яков Неснер в своей книге «Краткая история иудаизма», которая имеет подзаголовок «Три трапезы, три эпохи», уделяет особое внимание этой молитве. Хотя, возможно, не все согласятся в целом с его точкой зрения, вряд ли кто-нибудь сможет отрицать основную предпосылку, что стол, на котором происходят трапезы, становится после разрушения Храма равнозначным жертвеннику. Поэтому в четырех частях этой молитвы молящийся переносится из момента «здесь и сейчас» в грядущее время, от только что завершенной трапезы к пиршеству конца истории. Два абзаца в середине молитвы вызывают в памяти всю священную историю иудейского народа и указывают вперед, на конечное спасение. Они включают следующие слова: «Благодарим Тебя, Господь, Бог наш, ибо Ты дал в наследство нашим отцам желанную, обильную и добрую землю... и за то, что запечатлел на плоти нашей знак завета Своего, за Тору, которой Ты научил нас, за Твои законы, которые Ты довел до нас... за жизнь, благодать и любящее милосердие, которые Ты даровал нам, и за пищу, которой Ты непрерывно питаешь нас и подкрепляешь нас каждый день, каждое время года, каждый час... Бог наш, Отец наш, веди нас, питай нас, подкрепляй нас, поддержи и вызволи нас поскорее, Господь, Бог наш, из всех наших бед...» После этих слов Неснер пишет, завершая абзац: «...возвращает нас к тому моменту, с которого мы начали: благодарность за обед... Обедающие были голодны и ели, обычная вещь, всецело мирское действие, но посредством слов ощущение голода и процесс насыщения превратились в свидание с миром совершенно других значений».
|