Главная РЕЛИГИИ МИРА. ИУДАИЗМ
Религия Мира. Иудаизм - Cтраница 57 PDF Печать E-mail
Добавил(а) Administrator   
24.01.12 15:46
Оглавление
Религия Мира. Иудаизм
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21
Страница 22
Страница 23
Страница 24
Страница 25
Страница 26
Страница 27
Страница 28
Страница 29
Страница 30
Страница 31
Страница 32
Страница 33
Страница 34
Страница 35
Страница 36
Страница 37
Страница 38
Страница 39
Страница 40
Страница 41
Страница 42
Страница 43
Страница 44
Страница 45
Страница 46
Страница 47
Страница 48
Страница 49
Страница 50
Страница 51
Страница 52
Страница 53
Страница 54
Страница 55
Страница 56
Страница 57
Страница 58
Страница 59
Страница 60
Страница 61
Страница 62
Страница 63
Страница 64
Страница 65
Страница 66
Страница 67
Страница 68
Страница 69
Страница 70
Страница 71
Страница 72
Страница 73
Страница 74
Страница 75
Страница 76
Страница 77
Страница 78
Страница 79
Страница 80
Страница 81
Страница 82
Страница 83
Страница 84
Страница 85
Страница 86
Страница 87
Страница 88
Страница 89
Страница 90
Страница 91
Страница 92
Страница 93
Страница 94
Страница 95
Страница 96
Страница 97
Страница 98
Страница 99
Страница 100
Страница 101
Страница 102
Страница 103
Страница 104
Страница 105
Страница 106
Страница 107
Страница 108
Страница 109
Страница 110
Страница 111
Страница 112
Страница 113
Страница 114
Страница 115
Страница 116
Страница 117
Страница 118
Страница 119
Страница 120
Страница 121
Страница 122
Страница 123
Страница 124
Страница 125
Страница 126
Страница 127
Страница 128
Страница 129
Страница 130
Страница 131
Страница 132
Страница 133
Страница 134
Все страницы


ИУДЕЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ДОМАШНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Еврейская литература изобилует ссылками на высшее значение изучения Торы. В религии, центром которой является Тора (в Библии и раввинисти- ческих писаниях и сводах законов), такой упор на религиозном учении легко объясним. Практика этой религии со всеми ее мицвотами (заповедями) требует прежде всего знания. Побудительные мотивы для осуществления религиозных обычаев и ритуалов должны основываться на понимании их целей. Нельзя забывать о необходимости культивировать чувство вдохновения, религиозного рвения, духовности. Именно это лежит в основе убеждения, что изучение Торы само по себе — это религиозный акт. Действительно, учеба считается крайне важной, даже больше, чем молитва, в том смысле, что она предоставляет ученику возможность соприкосновения с Богом, Который вдохнул жизнь в Священные Тексты. В Талмуде говорится, что изучение Торы — это больше, чем восстановление Храма (Мегилла, 16Ь), и, в то время как Дом молитвы может быть превращен в Дом учения, последний, будучи более священным, нельзя превратить в Дом молитвы (Ме- гилла, 27а). Среди многих ссылок на религиозную ценность учения в «Пиркей Авот» (например, 1:6,15; 2:4—6, 8; 3:6; 5:22) самое сильное впечатление производят слова в 3:3: «...если двое сидят вместе и обмениваются словами из Торы, Божественное присутствие (Шхина) пребывает с ними». В другом известном положении из Мишны, которое цитируется и развивается в молитвеннике, есть положение, что изучение Торы равно следующему: «Почитанию отца и матери, поступкам милосердия, примирению человека с его ближним» (Пеа, 1:1).
Уже давно установлено, что узнавать о вере начинают дома. Поэтому народу Израиля было велено:
«И да будут слова сии, которые я заповедаю тебе сегодня, в сердце твоем (ив душе твоей); и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая; и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими, и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих» (Второзаконие, 6:6—9).
Материальные напоминания о Торе (см. «тфил- лин» и «мезуза» в главе 10) вместе с родительскими указаниями здесь предписываются. Хотя высшее образование в системе религиозного обучения евреев могут получить только некоторые, всем доступно образование, которое дает каждому еврею необходимые знания, чтобы он мог принадлежать к «царственному священству и народу святых», несмотря на то что были времена, когда для женщин образование было ограничено. Примечателен тот факт, что уже во времена фарисеев предпринимались меры, чтобы дополнить домашнее образование в области веры учреждением целой сети школ, а сироты и дети из бедных семей учились на средства общины. В соответствии с «Бава Батра» (20Ь—21а), верховным священником Иешуа бен Гамла (64— 65 гг. н. э.) было введено начальное образование для мальчиков 6—7 лет. За начальной школой следовала «средняя школа» «Бет Мидраш» («Дом учения»), которая располагалась недалеко от синагоги. В средние века к начальной школе стал применяться термин «Талмуд Тора». Для девочек «Талмуд Тора», по сведениям, была открыта в XV веке в Риме, однако прошло четыре столетия, прежде чем еврейская школа для девочек получила полный статус. Способы, которыми последующие поколения пытались обеспечить получение этого более официального еврейского образования, мы будем обсуждать, сразу как только перейдем к тому, что обеспечивали синагога и еврейские дневные школы. Обстоятельство, что само выживание еврейского общества зависит от эффективности передачи веры, остается таким же верным, как и всегда, и роль семьи в такой передаче остается жизненно важной. Будучи, как правило, группой национального меньшинства, евреи всегда признавали свою ответственность за образование, в смысле наставления своих детей в отношении религии. Они не ждут, что за них это сделают другие. В отличие от них, христиане порой весьма неохотно признают неэффективность христианского воспитания, когда оно предоставлено государственным школам. Внушение чувства особой связанности обязательствами перед религией не является задачей религиозного образования в таких школах. Давно ушли в прошлое те дни, когда в Великобритании считалось, что подданный должен распространять христианскую веру и обычаи. Религиозное наставление пришло на смену глубоким знаниям в христианстве, религии тех, кто был тогда подавляющим большинством в Великобритании. Некоторые родители, по-видимому, неохотно соглашаются с логичностью той позиции, что если они действительно хотят, чтобы их дети не только имели представление о христианской вере, но и следовали ей, то передавать ее нужно и дома, и в церкви.