Главная Вихнович. ИУДАИЗМ
Вихнович. ИУДАИЗМ - Cтраница 85 PDF Печать E-mail
Добавил(а) Administrator   
24.01.12 04:02
Оглавление
Вихнович. ИУДАИЗМ
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21
Страница 22
Страница 23
Страница 24
Страница 25
Страница 26
Страница 27
Страница 28
Страница 29
Страница 30
Страница 31
Страница 32
Страница 33
Страница 34
Страница 35
Страница 36
Страница 37
Страница 38
Страница 39
Страница 40
Страница 41
Страница 42
Страница 43
Страница 44
Страница 45
Страница 46
Страница 47
Страница 48
Страница 49
Страница 50
Страница 51
Страница 52
Страница 53
Страница 54
Страница 55
Страница 56
Страница 57
Страница 58
Страница 59
Страница 60
Страница 61
Страница 62
Страница 63
Страница 64
Страница 65
Страница 66
Страница 67
Страница 68
Страница 69
Страница 70
Страница 71
Страница 72
Страница 73
Страница 74
Страница 75
Страница 76
Страница 77
Страница 78
Страница 79
Страница 80
Страница 81
Страница 82
Страница 83
Страница 84
Страница 85
Страница 86
Страница 87
Страница 88
Страница 89
Страница 90
Страница 91
Страница 92
Страница 93
Страница 94
Страница 95
Страница 96
Страница 97
Страница 98
Страница 99
Страница 100
Страница 101
Страница 102
Все страницы

Ортодоксальный иудаизм
В результате процесса секуляризации и эмансипации иудеев в Европе и США и как реакция на новые течения иудаизма стали появляться и так называемые ортодоксальные направления в иудаизме, приверженцы которых считают себя прямыми наследниками всей исторической традиции в иудаизме в том виде, в каком она сложилась в Средние века. Сторонники ортодоксального иудаизма полагают, что, несмотря на все изменения социально-политического и экономического характера в странах проживания иудейских общин, незыблемой основой иудаизма остаются религиозные законы в том виде, как они сформулированы в Талмуде (законы Галахи) и в фундаментальном своде правил и ритуалов, кодифицированных в средневековом кодексе «Шулхан Арух». Первоначально некоторые раввины, стремясь сохранить прежние религиозные традиции, даже предлагали иудеям отказаться от предоставляемых им государством политических и экономических прав и замкнуться в кругу своих единоверцев. Большинство ортодоксальных раввинов решительно выступило против новшеств реформистов в отправлении культа — молитв на местных языках, введения в литургию органной музыки и т. д.
Особенно резкие формы, вплоть до отказа изучать местные языки, ортодоксальный иудаизм принял в восточных провинциях Австро-Венгрии (частично собственно Венгрия, Словакия, Западная Украина). Здесь главным идеологом ортодоксов выступил раввин Братиславы (тогда Пресбурга) М. Софер (1806-1839). Он и его сторонники бурно протестовали против всех модернизатор- ских религиозно-политических движений еврейской жизни, в том числе и политического сионизма.
В дальнейшем наиболее влиятельным идеологом ортодоксов стал уроженец Гамбурга, с 1851 г. главный раввин Франкфур- та-на-Майне, Самсон-Рафаэль Гирш (1808-1888). В своей книге «Девятнадцать писем об иудаизме» он утверждал, что гражданские права являются не целью, а средством выполнения иудеями их духовной миссии. Он полагал возможным сочетать образованность в светских науках с верностью законам Галахи, но при этом отвергал критическое отношение к текстам Священного Писания. Вместе с тем, по его мнению, с разрушением Иерусалима политическая история приверженцев иудаизма закончилась и главным стало единство религиозно-нравственное, поэтому идеи политического сионизма также не нашли у него поддержки. В Германии идеи Гирша получили довольно широкое распространение, и в 1873 г. в Берлине была основана раввинская семинария, готовившая ортодоксальных раввинов, где наряду с религиозными дисциплинами преподавали различные светские науки. Движение немецкого ортодоксального иудаизма способствовало ослаблению влияния реформизма и усилению позиций ортодоксов в Восточной Европе, где подавляющее большинство представителей еврейского Просвещения — Гаскалы — выступали против ассимиляции. Центрами ортодоксального иудаизма оставались традиционные религиозные учебные центры (ешивы) Литвы. Там, где преобладали приверженцы хасидизма, опорами ортодоксов стало окружение местных хасидских вождей (цадиков) и ешивы хасидов.
Следует указать, что движение светского политического сионизма также встретило резкий протест со стороны приверженцев ортодоксального иудаизма.
Мусар
Одной из попыток обновить методы традиционного иудаизма стало движение мусар (евр. — мораль), основанное И. Салантером (1810-1883) из Вильно. Он поставил своей целью совершенствование нравственного облика верующего с помощью самовоспитания посредством постоянного чтения религиозно-нравственной литературы и последующего созерцания и размышления. Практиковались также определенные методы психотерапии с целью освобождения от человеческих пороков — тщеславия, корыстолюбия, эгоизма, лени. Движение не получило массового распространения, но оказалось весьма эффективным средством для воспитания религиозной молодежи.