Главная Вихнович. ИУДАИЗМ
Вихнович. ИУДАИЗМ - Cтраница 70 PDF Печать E-mail
Добавил(а) Administrator   
24.01.12 04:02
Оглавление
Вихнович. ИУДАИЗМ
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21
Страница 22
Страница 23
Страница 24
Страница 25
Страница 26
Страница 27
Страница 28
Страница 29
Страница 30
Страница 31
Страница 32
Страница 33
Страница 34
Страница 35
Страница 36
Страница 37
Страница 38
Страница 39
Страница 40
Страница 41
Страница 42
Страница 43
Страница 44
Страница 45
Страница 46
Страница 47
Страница 48
Страница 49
Страница 50
Страница 51
Страница 52
Страница 53
Страница 54
Страница 55
Страница 56
Страница 57
Страница 58
Страница 59
Страница 60
Страница 61
Страница 62
Страница 63
Страница 64
Страница 65
Страница 66
Страница 67
Страница 68
Страница 69
Страница 70
Страница 71
Страница 72
Страница 73
Страница 74
Страница 75
Страница 76
Страница 77
Страница 78
Страница 79
Страница 80
Страница 81
Страница 82
Страница 83
Страница 84
Страница 85
Страница 86
Страница 87
Страница 88
Страница 89
Страница 90
Страница 91
Страница 92
Страница 93
Страница 94
Страница 95
Страница 96
Страница 97
Страница 98
Страница 99
Страница 100
Страница 101
Страница 102
Все страницы

Польско-Литовское государство — центр позднесредневекового раввинистического
иудаизма
После XV в. центр еврейской жизни перемещается в Восточную Европу, прежде всего в Польско-Литовское государство (Речь Посполитая), включавшее в себя территории современных Белоруссии, Украины и западные области России. Именно там к XVI в. средневековый ашкеназский раввинизм сложился как законченная система. В специфических условиях средневековой католической Польши еврейское население выполняло роль торгово-ре- месленного сословия, находящегося под личным покровительством короля и высшей аристократии страны. Разумеется, покровительство оказывалось не безвозмездным и далеко не всегда было постоянным. С другой стороны, католическое духовенство традиционно негативно относилось к иудаизму, и именно в его среде возникло обвинение евреев в ритуальных убийствах, нашедшее отклик у нарождавшегося местного городского сословия.
К XVI в. число иудеев в Польском королевстве достигло четверти миллиона. В такой ситуации иудейские общины стали не только религиозными, но и социально-политическими автономными объединениями. Всеми делами общины руководил особый совет — кагал. Там, где еврейское население было малочисленным, его делами ведал ближайший кагал более крупной общины. В ведении кагала были все стороны жизни рядовых членов общины. Его верхушка руководила сбором государственных податей, распределяла все виды повинностей, ведала кладбищами, синагогами, школами, регистрировала акты гражданского состояния, оформляла купчие на движимое и недвижимое имущество, торговые сделки, вела судебные разбирательства между членами общины. Последними занимались раввины и даяны (судьи религиозного суда), руководствуясь положениями Торы и Талмуда. В сомнительных случаях предусматривались обращения к вышестоящему раввинскому суду. В более сложных ситуациях — при конфликтах между кагалами — устраивались даже специальные съезды раввинов и старшин. Обычно это происходило во время проведения больших торговых ярмарок. Позднее такие съезды стали регулярными, и они способствовали образованию высшего органа еврейского самоуправления в стране — Ваада (совета).
Нигде в Европе в XVI и XVII вв. так тщательно не изучали Талмуд, как в Польше. При этом особое внимание уделялось укреплению религиозного воспитания народа, прежде всего юношества. Это считалось важнейшей задачей раввина. Обычно он занимал должность рош-ешивы — главы талмудической высшей школы в городе — и одновременно следил на начальными школами — хедерами. В больших общинах раввинами были выдающиеся знатоки еврейской религиозной литературы. Все учебные заведения содержались за счет общин. Учащихся из бедных семей содержали и кормили более зажиточные граждане. Мальчики с самого раннего детства изучали в основном Тору и Талмуд, для девочек обучение не считалось обязательным. Тем не менее многие женщины, как и практически все мужчины, были образованны в религиозном смысле и могли читать священные тексты на еврейском и арамейском языках, хотя разговорным был идиш. Однако в отличие от сефардского еврейства ашкеназы утратили традиции светской и философской учености.