Добавил(а) Administrator
|
24.01.12 04:02 |
Страница 97 из 102
Обязательным атрибутом любой иудейской общины является кладбище, которое посещают в дни постов, памяти предков и праведников. На кладбище имеется особый «дом омовения», где омывают и обряжают покойного. На протяжении веков в разных странах сложились разные ритуалы захоронения, однако кремация противоречит иудейским правилам. В каждом иудейском обществе имеется Хевра кадиша (святое братство), занимающееся всеми вопросами захоронения по правилам и обычаям данного места. Миква — специальный бассейн для ритуальных омовений. Во времена Иерусалимского Храма действовали многочисленные правила «ритуальной» чистоты, в частности нельзя было вступить в Храм коснувшемуся трупа, и для очищения коснувшегося существовала миква. В настоящее время миква используется с целью религиозного очищения женщины перед свадьбой и после менструаций, мужчины накануне Рош Га шана и Йом Киппура, а также всех при обращении в иудаизм. По правилам миква должна вмещать не менее 30 ведер воды, причем не черпаной, а проточной. Мезуза (евр. — дверной косяк) — прикрепляемая к внешнему косяку двери коробочка с листком пергамента из кожи «чистого» животного или бумаги с написанными на нем отрывками из книги Дварим (Второзаконие) 6:4-9 или 11:13-19, и словом «шад- дай» (аббревиатура еврейских слов «Шомер далтот Исраэль» — «Охраняющий двери Израиля»), Обычай основывается на словах из Пятикнижия, призывающих написать слова Господа «на косяках дома твоего» (Втор. 6:9). Обычно верующий иудей при входе и выходе касается мезузы пальцами, а затем целует их. Раввин (от евр. равен — мой учитель) — учитель и знаток традиции и Закона. Одновременно он выполняет функции администратора общины. От других членов общины он отличается ученостью и большими познаниями, а также высокими моральными качествами. В общепринятом смысле он не является священником, поскольку в иудаизме между Богом и человеком нет никаких посредников. Он избирается прихожанами — и в иудаизме нет никакой духовной иерархии. В дореволюционной России были раввины общественные (казенные) и духовные. Первый выполнял обязанности ведения актов гражданского состояния, а второй толковал Священный закон. Поэтому «духовный» должен был иметь смиху (рукоположение) от какого-нибудь раввинского авторитета. Среди других лиц, необходимых в религиозной общине, можно указать следующих. Даян — судья, выполняющий функции помощника духовного раввина, а также функции наблюдения за исполнением иудейских законов о разрешенной (кошерной) и запрещенной (трефной) пище, семейно-брачного законодательства. Хазан (кантор) — чтец, молящийся за общину. Шохет (резник) — специалист по ритуальному забою скота, имеющий на это особое свидетельство. Габай — староста и распорядитель синагоги и шамаш — синагогальный служка. Софер — писец, умеющий писать синагогальные документы, а также свитки Торы и другие религиозные тексты. Моэл — специалист по обрезанию. При общественном богослужении особым почетом пользуются люди, считающиеся потомками священников Иерусалимского Храма, — когены. Таковыми считаются обладатели фамилий Каган, Кан, Каганович, Кац и др. Для проведения богослужений в синагоге необходимы следующие вещи: свиток Торы, написанный софером на коже строго по определенным правилам, талес — молитвенный плащ с вдетыми по углам особыми кистями (цицит), тфиллин — особые коробочки, надеваемые во время молитвы, шофар — бараний рог для трубления в Новый год, облачение раввинов и канторов, круглые шапочки (ермолки). Набожные иудеи носят пейсы — локоны у ушей и бороды, отпускаемые согласно стиху «не стригите края головы вашей, и не порти края бороды твоей» (Лев. 19:27). Пейсы в разных местах и странах имеют различную форму. Следует также указать, что многие носят кисти (цицит) из четырех белых шерстяных нитей, закрепленных по углам особого одеяния, именуемого арба-кинсот. Его носят под верхним платьем.
|