Страница 48 из 102
Главный религиозный труд Маймонида — кодекс иудейского права «Мишнэ Тора». Целью Маймонида было составить книгу, которая помогла бы простым верующим, не тратя много времени, найти в Талмуде правильное руководство при решении любой проблемы. По сей день в религиозных школах (ешивах) активно изучается «Мишнэ Тора», а также другой труд Маймонида — «Книга Заповедей». Маймониду принадлежит формулировка 13 пунктов символа веры иудаизма, получившая всеобщее признание. Изложенные в прозаической и стихотворной форме, эти пункты вошли во все еврейские молитвенники и сегодня являются широко признанными среди верующих. Вот их текст: 1. Я верю полной верой, что Творец — благословенно имя Его! — создает (все сущее) и правит всеми творениями и что Он Один совершал, и совершает, и будет совершать все деяния. 2. Я верю полной верой, что Творец — благословенно имя Его! — един, и нет единства, подобного (единству) Его, ни в каком отношении, и что только Он Один — Бог наш — был, есть и будет. 3. Я верю полной верой, что Творец — благословенно имя Его! — бестелесен и Его не определяют свойства телесные и что Ему нет вообще никакого подобия. 4. Я верю полной верой, что Творец — благословенно имя Его! — Он Первый и Он Последний. 5. Я верю полной верой, что Творцу — благословенно имя Его! — только Ему одному следует молиться и что никому, кроме Него, не следует молиться. 6. Я верю полной верой, что все слова пророков — истинны. 7. Я верю полной верой, что пророчество Моисея, учителя нашего — да пребудет он в мире! — было истинно и что он был величайшим из пророков, предшествовавших ему и пришедших после него. 8. Я верю полной верой, что вся Тора (Священное Писание), находящаяся ныне в руках наших, это (Тора) данная учителю нашему Моисею, да пребудет он в мире! 9. Я верю полной верой, что Тора эта не будет заменена и что не будет другой Торы от Творца — благословенно имя Его! 10. Я верю полной верой, что Творец — благословенно имя Его! — знает все деяния сынов человеческих и все помыслы их, как сказано: «Создающий все сердца их, Постигающий все деяния их». 11. Я верю полной верой, что Творец — благословенно имя Его! — воздает добром соблюдающим заповеди Его и карает преступающих заповеди Его. 12. Я верю полной верой в пришествие Машиаха (Мессии) и, несмотря на то что он медлит, все-таки буду ждать его прихода каждый день грядущий. 13. Я верю полной верой, что настанет воскресение мертвых в то время, когда будет на то воля Творца, — благословенно имя Его! — и да будет превозносима память о Нем всегда и во веки веков! Кроме того, Маймониду принадлежит ряд коротких трудов, посвященных современным ему проблемам, из которых некоторые написаны в виде писем в ответ на вопросы представителей различных иудейских общин. Своими религиозно-философскими трудами и практическими делами он при жизни заслужил такую известность, что его кончина вызвала глубокую скорбь во всех иудейских общинах Европы и Ближнего Востока. Философские труды Маймонида вышли за пределы иудейского мира и оказали влияние на выдающегося средневекового философа Фому Аквин- ского, а также на Спинозу. Авторитет Маймоиида у иудеев отражает принятое в их литературе изречение: «От Моисея (пророка Священного Писания) до Моисея Маймонида не было подобного Моисею». Критиками взглядов Маймонида были другие иудейские философы, в частности Крескас (1340-1410) из Барселоны. Надо сказать, что он, как и другие иудейские мыслители уже христианской Испании, писал свои сочинения на испанском языке. В книге «Свет Божий» Крескас, полемизируя с Маймонидом, утверждал, что главное — это не постижение Бога интеллектом, а любовь к нему. Сам Бог — это любовь, и, следовательно, человек должен стремиться к источнику добра. При этом лучшим средством для этого является неукоснительное выполнение заповедей и предписаний Торы.
|