Добавил(а) Administrator
|
24.01.12 04:02 |
Страница 87 из 102
К началу XVIII в. положение еврейского населения резко ухудшается. Это происходило из-за общего кризиса Польского государства, восстания украинских крестьян под предводительством Хмельницкого, когда массы евреев пали от рук повстанцев, многолетних и тяжелых войн Польши с Россией, Швецией и Турцией. Кроме того, усиливаются предубеждения католического духовенства против иудаизма, евреи подвергаются обвинениям в совершении ритуальных убийств. Вместе с тем среди еврейских общин возникает новое мощное движение иудаизма — хасидизм, у истоков которого стоял уроженец Западной Украины Израиль бен Элиэзер (Баал шем тов). Главная идея этого движения заключалась в признании того, что весь земной мир — это проявление Божества. Бог присутствует везде и во всем, даже в самых обыденных вещах. Считалось, что Божественную изначальную сущность человек может постичь внутренним духовным оком и посредством восторженной молитвы и добавления «света и святости» в служении Всевышнему. Хасидизм сразу же нашел широкий отклик у народа, хотя среди его противников «митнагдимов» были представители прежней учености, в том числе знаменитый Илья — Га- он Виленский. Иудаизм в Российской империи В конце XVIII в. Польское королевство прекращает свое существование, а его восточные владения, в основном бывшие земли Киевской Руси, с многочисленным еврейским населением включаются в состав Российской империи. До этого, даже после петровских реформ, правительство, сохраняя традицию Московского царства, старалось не допускать распространения иудаизма на территории государства. Например, в 1738 г. в Санкт-Петербурге были публично сожжены отставной капитан флота А. Возницын, обвиненный в переходе в иудаизм, и его «совратитель» купец Бо- рох Лейбов. Немного позднее, в 1743 г., императрица Елизавета Петровна наложила на рекомендацию Сената допустить в Ригу и Малороссию еврейских купцов такую резолюцию: «От врагов Христовых не желаю интересной прибыли». Правда, запреты соблюдались не слишком строго. Кроме того, следует отметить, что евреи-выкресты занимали иногда весьма высокие посты, среди них можно указать на сподвижников Петра — барона Шафирова, ведавшего иностранными делами, и графа Дивиера, первого генерал-полицмейстера Санкт-Петербурга. После раздела Польши Екатерина II в своем манифесте обещала, что «еврейские общества, жительствующие в присоединенных к Империи Российской городах и землях, будут оставлены в тех свободах, коими они ныне в рассуждении закона и имуществ пользуются». Переход в российское подданство резко изменил правовой статус членов еврейских общин. В Польском королевстве они находились под личным покровительством короля или отдельных магнатов. В Российской империи они становятся гражданами государства, хотя и с большими ограничениями в правах. В частности, лицам иудейского вероисповедания не разрешалось поселение во внутренних губерниях Империи, но позволялось «водворение» на всей территории Украины и в незадолго до этого присоединенной Новороссии. Тем самым с 1795 г. законодательно оформляется пресловутая «черта оседлости евреев», точнее, «лиц иудейского вероисповедания», поскольку на выкрестов эти ограничения не распространялись. После включения в начале XIX в. в состав империи части собственно польских земель в границах тогдашней России оказалось около 2 млн евреев, а иудаизм стал одним из самых распространенных вероисповеданий государства.
|