Добавил(а) Administrator
|
24.01.12 04:02 |
Страница 71 из 102
Начиная с XVI в. в Польско-Литовское государство (Польское королевство) переселяются ведущие ученые раввинисты из других стран. Ученик знаменитого пражского раввина Якова Поляка Шолом Шахна (ум. в 1558 г.) учреждает талмудическую академию в Люблине. Из этой ешивы вышли самые выдающиеся раввины того времени. Один из них, Моисей Иссерлис (Рамо, ум. в 1572 г.), дополнил капитальный свод еврейского права «Шул- хан Арух» обычаями ашкеназов. Рамо много сделал для распространения этого кодекса среди польских, литовских и русских евреев. Другим видным представителем раввинской учености был талмудист Соломон Лурия (Рашаль, ум. в 1573 г.), занимавший пост раввина в Остроге, а затем в Люблине. Его перу принадлежат глубокие комментарии к сложным талмудическим трактатам, имеющие общее название «Соломоново море». Особое место занимают труды каббалиста в Кракове Натана Шпиро (1585-1633). Его творчество сосредоточилось на практической каббале. В его главном труде «Мегале амукот» (евр. — «Раскрыватель глубин») наряду с общими принципами каббалы содержатся головоломные мистические идеи раввинской схоластики. Например, основная часть этой книги посвящена 252 способам толкования молитвы Моисея перед вступлением в Землю обетованную (Втор. 3:23). Авторитет раввинов королевства был настолько велик, что к ним обращались за решением самых сложных вопросов еврейские законоучители из Германии, Италии и Турции. В городах и местечках работали многочисленные еврейские типографии, печатавшие еврейскую религиозную литературу и труды ученых комментаторов. Есть мнение, что исключительно малое число ренегатов, перешедших в католичество, можно объяснить высоким уровнем развития еврейской духовности. И это несмотря на то, что каждый иудей, совершивший обряд крещения, по законам страны получал дворянское звание (шляхетство). Следует отметить, что наряду с иудеями-раввинистами в стране проживала небольшая группа иудеев караимского толка, однако серьезных конфликтов между ними тогда не отмечалось. Караимский ученый Иссак Троки (ок. 1533-1594) считается автором книги «Хизук эмуна» (евр. — «Укрепление веры»), в которой он выступает в защиту иудаизма, критикуя христианство. Книга была переведена на латинский и стала доступной европейским читателям. Многие доводы из этой книги были даже использованы писателями эпохи Просвещения, в частности Вольтером.
|