Главная Вихнович. ИУДАИЗМ
Вихнович. ИУДАИЗМ - Cтраница 42 PDF Печать E-mail
Добавил(а) Administrator   
24.01.12 04:02
Оглавление
Вихнович. ИУДАИЗМ
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21
Страница 22
Страница 23
Страница 24
Страница 25
Страница 26
Страница 27
Страница 28
Страница 29
Страница 30
Страница 31
Страница 32
Страница 33
Страница 34
Страница 35
Страница 36
Страница 37
Страница 38
Страница 39
Страница 40
Страница 41
Страница 42
Страница 43
Страница 44
Страница 45
Страница 46
Страница 47
Страница 48
Страница 49
Страница 50
Страница 51
Страница 52
Страница 53
Страница 54
Страница 55
Страница 56
Страница 57
Страница 58
Страница 59
Страница 60
Страница 61
Страница 62
Страница 63
Страница 64
Страница 65
Страница 66
Страница 67
Страница 68
Страница 69
Страница 70
Страница 71
Страница 72
Страница 73
Страница 74
Страница 75
Страница 76
Страница 77
Страница 78
Страница 79
Страница 80
Страница 81
Страница 82
Страница 83
Страница 84
Страница 85
Страница 86
Страница 87
Страница 88
Страница 89
Страница 90
Страница 91
Страница 92
Страница 93
Страница 94
Страница 95
Страница 96
Страница 97
Страница 98
Страница 99
Страница 100
Страница 101
Страница 102
Все страницы

Возникновение караимской традиции
Последователи Анана называли себя «караим» (по-еврейски — чтецы), другое их название «бне-микра» («сыны Писания»). Караимы ввели более строгие правила соблюдения религиозных ограничений и постов. Они усилили запреты во время празднования субботы настолько, что не зажигали огня, не употребляли горячей пищи в субботу и даже старались не выходить из дома. Запрет работать в этот день они сделали настолько жестким, что отказывались в субботу помогать тяжело больным (правда, позднее эти запреты были смягчены). Караимы вернулись к прежнему способу определения новолуния по непосредственному наблюдению. Праздник Шавуот (Пятидесятница) они празднуют, как и саддукеи, на пятидесятый день от первой пасхальной субботы, то есть обязательно в воскресенье. Пасхальную мацу — хлеб бедности — они пекут только из ячменной муки. Праздник Ханука они отменили вообще, поскольку о нем ничего не сказано в Танахе. Пост по случаю разрушения Храма они перенесли с 9 ава на 10. Они исключили ношение ритуальных ремней — тфиллин во время молитв. Что касается пищевых запретов, то, хотя караимы сохранили и ужесточили правила ритуального забоя скота, они в известных случаях разрешали употреблять одновременно мясную и молочную пищу, что иудеям запрещено. В богослужении они отменили многие молитвы и стали использовать свои. В брачных законах караимы пошли на запрещение браков даже между дальними родственниками.
Однако со временем у них самих появились разъяснения и комментарии, причем, собранные все вместе, они по своему объему могли бы соперничать с Талмудом. Вместе с тем надо отметить, что под влиянием рационалистического направления арабской философии мутазилитов караимские идеологи, в частности, призывали к изучению классического языка Священного Писания, полагая, что человеческий язык несовершенен и нуждается в осмыслении. Первое время караимство получило массовое распространение среди евреев Ближнего Востока и Египта. Со временем караимские писатели сформировали свою религиозно-философскую традицию.
Саадия Гаон и антикараимская полемика
Полемика с караимами оказалась весьма полезной для их противников, приверженцев Талмуда, называемых «раввинистами», или «раббанитами». Они успешно восстановили традиции изучения еврейского языка и восприняли идеи сочетания иудейской учености и рационалистической философии, восходящие к воззрениям иудейско-эллинского философа I в. н. э. Филона Александрийского. Особую роль в этом сыграл уроженец Египта Саадия сын Иосифа (892-942). Он настолько прославился своими познаниями, что, вопреки обычаю, будучи уроженцем Египта, то есть иностранцем, был приглашен на должность гаона в Суру. Он возродил стремление согласовать разум и веру, науку и веру. Уже в возрасте 23 лет он написал сочинение против караимов «Опровержение Анана», в котором доказывал необходимость талмудических комментариев к законам Танаха, поскольку многое там изложено неясно, например ничего не говорится о воздаянии после смерти и воскресении мертвых. Поскольку у иудеев арабский язык постепенно стал вытеснять арамейский в качестве разговорного, Саадия перевел на арабский язык Танах и Мишну. Однако самым его главным трудом стал религиозно-философский трактат «Вера и познание» (Сефирот ве-деот), сыгравший огромную роль в последующем развитии еврейской философии. Как утверждал Саадия, Бог дает откровение как совокупность установленных истин, но разум человека может утвердить эти истины на основании собственных наблюдений. В этом заключается значение наделенного разумной душой человека как венца творения, способного познавать истину и отличать добро от зла. Однако для практического руководства в этом деле людям даны десять заповедей. При этом человеку дана свобода воли, и отсюда следует его представление о воздаянии по заслугам. Хотя в земной жизни полное воздаяние по заслугам невозможно, но оно произойдет в будущей жизни. Саадия утверждает, что с пришествием Мессии произойдет воскресение мертвых, причем в телесном обличье. Затем на земле наступит Царство Божие. В своем труде он постоянно полемизирует с сомневающимися и отрицает доводы караимов.
Труды Саадии и его последователей имели большое значение для укрепления талмудического иудаизма. Постепенно движение караимов идет на убыль. Теперь уже караимы изучают труды рав- винистов и многое негласно перенимают. В последующие века между караимами и раввинистами не отмечается серьезных идеологических конфликтов. В дальнейшем караимы переселились в Византию и через принадлежавший этой державе Крым в XIII- XIV вв. попали в Восточную Европу.