Добавил(а) Administrator
|
24.01.12 04:02 |
Страница 78 из 102
Поскольку наряду с нетрадиционными идеями хасиды ввели некоторые изменения в общепринятые обряды и молитвенники, они встретили ожесточенное сопротивление со стороны приверженцев традиционного раввинистического иудаизма. Центром тогдашней раввинской учености был Вильно (Вильнюс), ставший одновременно и центром противников хасидского движения, которых возглавил знаменитый раввин Элиягу бен Шломо Залман, или Виленский Гаон (гений). Об этом, несомненно, выдающемся человеке уже при жизни рассказывали поразительные истории, граничащие с легендами. Известно, что уже в семь лет он произнес первую проповедь в Большой синагоге, а в десять самостоятельно изучил раввинскую литературу и наравне со взрослыми принимал участие в талмудических прениях. Всю свою жизнь он посвятил изучению и толкованию Закона во всей его полноте. Он твердо верил в то, что «религиозные заповеди и обряды составляют проявление Божьей воли... Праведники не стремятся ни к приятному, ни к полезному, а к тому, что по самой сущности есть добро, то есть к исполнению заповедей Торы». Более того, этот суровый аскет искренне полагал, что «веселье и избыток пищи родят все дурное». Естественна поэтому та ненависть, которую он испытывал к новоявленным проповедникам служения Богу в радости — хасидам. Дело дошло до того, что в 1772 г. в Большой синагоге Вильно был провозглашен подписанный Гаоном текст хере- ма — отлучения от еврейского сообщества всех виленских хасидов, в котором были такие слова: «Пусть везде преследуют и угнетают хасидов <...> Пусть рассеивают их сборища... чтобы истребить идолов с лица земли. Тот же, кто поспешит в этом добром деле, удостоится жизни вечной». Херем повторили во многих городах, и до самой своей смерти, последовавшей в 1797 г., Гаон отвергал все попытки примирения с хасидами. В день его кончины виленские хасиды открыто плясали под веселую музыку, радуясь уходу из жизни своего гонителя. В ответ митнагдимы устроили настоящий погром веселящихся, в результате которого погибло трое хасидов. Затем в виленских синагогах под звуки шофара было провозглашено, что «хасиды... вовсе не признаются сынами Израиля». Толпы митнагдимов начали повсеместно преследовать и оскорблять хасидов и всячески портить их имущество.
|