Главная Вихнович. ИУДАИЗМ
Вихнович. ИУДАИЗМ - Cтраница 81 PDF Печать E-mail
Добавил(а) Administrator   
24.01.12 04:02
Оглавление
Вихнович. ИУДАИЗМ
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21
Страница 22
Страница 23
Страница 24
Страница 25
Страница 26
Страница 27
Страница 28
Страница 29
Страница 30
Страница 31
Страница 32
Страница 33
Страница 34
Страница 35
Страница 36
Страница 37
Страница 38
Страница 39
Страница 40
Страница 41
Страница 42
Страница 43
Страница 44
Страница 45
Страница 46
Страница 47
Страница 48
Страница 49
Страница 50
Страница 51
Страница 52
Страница 53
Страница 54
Страница 55
Страница 56
Страница 57
Страница 58
Страница 59
Страница 60
Страница 61
Страница 62
Страница 63
Страница 64
Страница 65
Страница 66
Страница 67
Страница 68
Страница 69
Страница 70
Страница 71
Страница 72
Страница 73
Страница 74
Страница 75
Страница 76
Страница 77
Страница 78
Страница 79
Страница 80
Страница 81
Страница 82
Страница 83
Страница 84
Страница 85
Страница 86
Страница 87
Страница 88
Страница 89
Страница 90
Страница 91
Страница 92
Страница 93
Страница 94
Страница 95
Страница 96
Страница 97
Страница 98
Страница 99
Страница 100
Страница 101
Страница 102
Все страницы

Но вместе с тем с Голландией связано и развитие собственно иудейской учености. Бывший марран Менассе бен Израэль, друг знаменитого Рембрандта, основал еврейскую типографию в Амстердаме, издавшую много произведений писателей-сефардов. Самой главной его заслугой является то, что он добился у вождя победившей английской революции О. Кромвеля разрешения иудеям поселяться в Англии. Следует упомянуть также нашедшего пристанище в Голландии уроженца Италии каббалиста М. Луцат- то (1707-1747). Обвиненный в приверженности к последователям Саббатая Цеви, он был вынужден покинуть Италию и поселиться в Амстердаме, где много писал. Его поэтическое творчество на еврейском языке имело большое значение для возрождения еврейской литературы.
Моисей Мендельсон
Можно смело утверждать, что начало стремления сочетать иудаизм с современным европейским Просвещением неразрывно связано с именем Моисея Мендельсона (1729-1786). Он родился в немецком городе Дессау в религиозной семье и получил традиционное иудейское образование. В 1743 г. практически без всяких средств к существованию Мендельсон прибыл в Берлин, где, невероятно бедствуя, самостоятельно выучил французский, немецкий, а также латинский языки, что открыло ему доступ к познанию достижений европейской философии и естественных наук. В 1754 г. он стал домашним учителем, а затем и компаньоном фабриканта и тем самым получил возможность полностью посвятить себя философским и литературным занятиям. В том же году состоялось его знакомство с великим немецким критиком и писателем Лессингом, перешедшее в тесную дружбу. Позднее Мендельсон послужил прообразом главного героя пьесы Лессинга 4 Натан Мудрый». Первую славу Мендельсону принесли его философско- этические сочинения, ставшие прекрасными образцами немецкой прозы нового времени. В 1763 г. Мендельсон получил от короля Фридриха II личное почетное право беспрепятственного проживания в столице в качестве «покровительствуемого короной иудея» (нем. — шутцюден).
Славу «еврейского Сократа» Мендельсону принесло его сочинение «Федон», где он в форме диалога между Платоном и Федо- ном доказывал с помощью доводов разума бытие Бога и бессмертие души. При этом Мендельсон оставался верным религии отцов и в блестящих полемических сочинениях отстаивал ее принципы. Однако он признавал, что, хотя иудейская религия не содержит никаких положений, противоречащих логике и разуму, в ходе веков к ней примешались некоторые случайные и нехарактерные элементы. Для устранения их Мендельсон считал необходимым распространять среди иудеев Германии, говорящих на языке идиш и не имевших тогда никаких прав, европейское Просвещение и знание государственного языка. Он перевел для распространения среди иудеев Пятикнижие Моисеево на литературный немецкий язык и снабдил его своим комментарием. Помимо этого, он много содействовал созданию в Берлине образцовой школы для иудеев, где наряду с изучением Библии и Талмуда изучались бы и общеобразовательные науки. В своем капитальном труде «Иерусалим» (1783 г.) Мендельсон выступил с обоснованием смелого тогда тезиса отделения церкви от государства и равенства всех граждан независимо от религиозных убеждений. При этом он, оставаясь верующим иудеем, утверждал, что в иудаизме нет противоречий между разумом и верой, и даже пытался доказать «разумность» иудейской обрядности.
Взгляды и деятельность Мендельсона были с интересом встречены как философами (в частности, И. Кантом), так и рядом немецких владетельных князей и аристократов. Для поборников еврейского просвещения он стал первым примером иудея, вышедшего из бесправного гетто. Некоторые последователи использовали его труды для формирования так называемого «реформистского иудаизма». Другие пошли по пути полной ассимиляции, вплоть до перехода в христианство. Среди последних были и члены семьи Моисея Мендельсона, многие из которых стали видными деятелями немецкой культуры (знаменитый композитор Феликс Мендельсон-Бартольди приходится ему внуком).