Главная Евреи, Бог и история
Евреи, Бог и история - Cтраница 147 PDF Печать E-mail
Добавил(а) Administrator   
19.01.12 02:02
Оглавление
Евреи, Бог и история
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21
Страница 22
Страница 23
Страница 24
Страница 25
Страница 26
Страница 27
Страница 28
Страница 29
Страница 30
Страница 31
Страница 32
Страница 33
Страница 34
Страница 35
Страница 36
Страница 37
Страница 38
Страница 39
Страница 40
Страница 41
Страница 42
Страница 43
Страница 44
Страница 45
Страница 46
Страница 47
Страница 48
Страница 49
Страница 50
Страница 51
Страница 52
Страница 53
Страница 54
Страница 55
Страница 56
Страница 57
Страница 58
Страница 59
Страница 60
Страница 61
Страница 62
Страница 63
Страница 64
Страница 65
Страница 66
Страница 67
Страница 68
Страница 69
Страница 70
Страница 71
Страница 72
Страница 73
Страница 74
Страница 75
Страница 76
Страница 77
Страница 78
Страница 79
Страница 80
Страница 81
Страница 82
Страница 83
Страница 84
Страница 85
Страница 86
Страница 87
Страница 88
Страница 89
Страница 90
Страница 91
Страница 92
Страница 93
Страница 94
Страница 95
Страница 96
Страница 97
Страница 98
Страница 99
Страница 100
Страница 101
Страница 102
Страница 103
Страница 104
Страница 105
Страница 106
Страница 107
Страница 108
Страница 109
Страница 110
Страница 111
Страница 112
Страница 113
Страница 114
Страница 115
Страница 116
Страница 117
Страница 118
Страница 119
Страница 120
Страница 121
Страница 122
Страница 123
Страница 124
Страница 125
Страница 126
Страница 127
Страница 128
Страница 129
Страница 130
Страница 131
Страница 132
Страница 133
Страница 134
Страница 135
Страница 136
Страница 137
Страница 138
Страница 139
Страница 140
Страница 141
Страница 142
Страница 143
Страница 144
Страница 145
Страница 146
Страница 147
Все страницы


[1] 1. В Библии Бог именуется трояко: Элохим – «Бог»; Яхве – «Господь» и Яхве Элохим – «Господь Бог». Ортодоксальный еврей никогда не произносит имя Яхве, хотя оно встречается в Библии более 7000 раз. Встречая это слово, он произносит его Адонай, что означает «Господь мой». Отсюда перевод Яхве – «Господь». Никто не знает, как это имя произносилось первоначально, поскольку его произношение было запрещено уже во 2– м в. до н.э., тогда как диакритические знаки для обозначения гласных были введены в употребление только несколькими столетиями позже. Пуристы даже не пытаются реконструировать первоначальное произношение и попросту пишут Яхве.

 

[2] 2. Хаггада (ивр.) – библейское сказание, легенда.

 

[3] 3. Многие историки искусства объясняют появление рогов у «Моисея» Микеланджело неправильным толкованием нескольких стихов Библии. В Книге Исхода (34:29, 30, 35) говорится, что когда Моисей спустился с горы Синай со скрижалями, его лицо «сияло». В этом месте в Библии употреблено слово коран, происходящее от корня крн. Но из того же корня образуется слово керен, обозначающее и «луч света» и «рог».

 

[4] 4. Два места в Библии могут на первый взгляд показаться исключением, но в действительности ими не являются. В первом случае Бог изменяет имя Иакова на «Исраэль», что означает «богоборец» (от слов саро им Элохим). С этого момента Иаков, и только он, именуется Израилем – за одним исключением (Быт. 47:27). В другом случае, в предпоследней главе Бытия. Иаков употребляет слово Израиль, но только по отношению к самому себе: «...послушайте, сыны Иакова, внимайте Израилю, отцу вашему».

 

[5] 5. Я никак не могу понять возмущения, вызываемого предположением, что Моисей был египетским принцем, коль скоро евреи вполне спокойно принимают тот факт, что Авраам, праотец еврейского народа, был вавилонянином и стал евреем только на 75 году своей жизни. Величие еврейской истории состоит в идеях, которые ее пронизывают, и если у евреев хватило ума последовать за Моисеем, будь он египтянином, мидианитом или евреем, то тем больше их заслуга.

 

[6] 6. Многие ученые считают, что подлинная цифра составляет 600 или б тысяч семей. Трудно представить, что пустыни Синая и Негева могли прокормить 600 тысяч взрослых мужчин, их семьи и слуг – в общей сложности около трех миллионов человек – в течение сорока лет.

 

[7] 7. Этот псалом традиционно приписывается царю Давиду (ум. в 960 г. до н.э.); выходит, он предвидит события, происшедшие 300 лет спустя.

 

[8] 8. Цадок был первым из первосвященников, назначенных царем Давидом. Потомки Цадока, известные под именем цадокитов, пользовались большим уважением и почетом у евреев.

 

[9] 9. Теократия (от греческих слов тео – Бог и кратейн – управлять) означает правление жрецов, ссылающихся на Божье благословение. Еврейский первосвященник столь же мало мог ссылаться на Божье благословение или происхождение, как и еврейский царь.

 

[10] 10. Мы различаем между «эллинским» и «эллинистическим»: первое определение относится к самой греческой культуре, а второе – к ее «экспортному виду».

 

[11] 11. Это утверждение будет нами рассмотрено в ч. IV «Незримый мир Талмуда», где мы подробно обсуждаем происхождение и становление талмудизма.

 

[12] 12. Многие демократические страны и сегодня не имеют системы присяжных. Они полагают, что суд присяжных – всего лишь еще одна организованная форма законопроизводства. Считается, что справедливый суд или несправедливый суд возможен как при наличии, так и при отсутствии присяжных.

 

[13] 13. Карл Х. Креллинг, Раскопки в Дура Европос, заключительный отчет VIII, ч. I, Синагога.

 

[14] 14. Согласно другому объяснению слово Маккаби является аббревиатурой военного клича Хасмонеев «Ми камоха баэлим. Адонай?!», т.е. «Кто среди богов подобен Тебе, о Господи?!»

 

[15] 15. Этнарх – римское звание для правителя покоренного народа.

 

[16] 16. Около 350 тысяч долларов

 

[17] 17. В действительности только одно из евангелий, от Марка, содержит «пророчество» о разрушении Иерусалима. Лука, Матфей Иоанн не упоминают об этом. Марк же написал свое евангелие в Риме около 70 г. когда Иерусалим уже в течение трех лет был осажден римлянами, и для предсказания его судьбы не требовалось особого пророческого дара.

 

[18] 18. Иосиф в «Иудейской войне» приводит следующее распределение еврейских сил 10 тысяч под командованием Шимона бен Гиоры, 6 тысяч во главе с Иохананом из Гисхалы, 5 тысяч идумеян и 2400 зелотов.

 

[19] 19. Легко проследить, как христиане заимствовали эту идею. Например, евангелие от Иоанна так и начинается фразой: «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Любопытно, что сегодня эти слова выражают скорее еврейскую доктрину, нежели христианскую Христиане объявили «Сына человеческого» равным Богу, тогда как евреи, следуя предписанию Иоанна, объявили равным Богу «Слово», т.е. Тору. Именно для евреев «Слово – это Бог».

 

[20] 20. А. Дюпон‑Соммер. «Свитки Мертвого моря: предварительный обзор».

 

[21] 21. Сесиль Джон Каду. «Жизнь Иисуса Христа» (стр. 27). Каду, профессор богословия в Оксфордском университете, приводит веские доводы в пользу своего мнения, что рождение Иисуса произошло в Назарете, а не в Вифлееме; сегодня это мнение разделяет большинство исследователей.

 

[22] 22. Астрономические данные свидетельствуют скорее в пользу 33, а не 30 года. Все четыре евангелия сходятся в том, что распятие Иисуса произошло в пятницу во время праздника Песах, празднуемого евреями 15 числа месяца Нисан, начинающегося в вечер полнолуния. В 30 г. н.э. начало Песах пришлось на четверг, тогда как в 33 г. – на пятницу, ибо именно так располагались в эти годы соответствующие полнолуния.

 

[23] 23. Первые три евангелия называются «синоптическими» потому, что приводимые в них повествования в основном совпадают друг с другом, отличаясь от повествований в евангелии от св. Иоанна.

 

[24] 24. Кстати, этот обычай, не существует у современных евреев, которые не разрешают заниматься денежными операциями в стенах синагог. Евреи либо вносят ежегодный взнос, либо жертвуют определенные суммы на содержание своих религиозных учреждений.

 

[25] 25. Санхедрин 6:2. 182

 

[26] 26. Как удачно выразился некий остряк: «Некоторые христианские ученые не верят в то, что Иисус когда‑либо существовал, но все они твердо убеждены, что евреи казнили его.

 

[27] 27. Возможно, что то была молитва на традиционный еврейский лад, поскольку эти слова содержатся в Библии (Псалом 22 1211:2).

 

[28] 28. Эти факты представляют собой свод сведений по всем четырем (евангелиям, поскольку каждое из них рассказывает только часть истории и отдельные рассказы противоречат друг другу в некоторых деталях.

 

[29] 29. Насильственное обращение было запрещено папами в 7 в., после окончательного утверждения папства. Как мы увидим позже, именно папы были главными защитниками евреев в средние века.

 

[30] 30. Респонсы (лат., букв, «вопросы и ответы») – законодательные толкования и судебные решения, посылавшиеся законоведами и раввинами, разъясняющими Закон отдельным лицам и общинам.

 

[31] 31. Датский философ первой половины 19 в., основоположник экзистенциализма.

 

[32] 32. «Who is who?» (Кто есть кто) – распространенные на Западе именные справочники, содержащие сведения об известных деятелях той или иной сферы общественной жизни.

 

[33] 33. Это приблизительная оценка, так как 63 трактата Вавилонского Талмуда обычно печатаются в виде больших фолиантов, включающих по несколько трактатов.

 

[34] 34. Дж. Р. Маркус. «Евреи в средневековом мире».

 

[35] 35. Скеггокс – острый, как бритва, кривой топор, предназначенный для абордажа и рукопашного боя; скрамасакс – односторонний меч, покрытый руническими надписями для того, чтобы боги придали ему большую крепость и точность.

 

[36] 36. Стивен Рунсимэн. «Византийская цивилизация», стр. 100.

 

[37] 37. Согласно Рунсимэну, евреев изгнали во время правления Романуса I (919–944), но затем приняли обратно. По словам Гиббона, история византийских евреев также есть «утомительная и однообразная череда» бедствий и преследований, хотя, как добавляет Рунсимэн, «евреев преследовали не церковники, а миряне» (там же, стр. 105).

 

[38] 38. Ересь «жидовствующих», как она именуется в русской истории (конец 15 – начало 16 вв.); ее прямым продолжением было широко распространившееся в низах т.н. «рабье учение» Феодосия Косого, также с привкусом иудаизма (Прим. перев.).

 

[39] 39. Аверроэс был выдающимся ученым исламского мира. В средние века его произведения не изучались, так как находились под запретом церкви.

 

[40] 40. «Великие евреи в древнее время и средневековье», ред. Симон Новек, стр. 240.

 

[41] 41. «Рационализм в Европе», т. II, стр. 271.

 

[42] 42. В. Зомбарт. «Евреи и современный капитализм», стр. 49–50.

 

[43] 43. После Вестфальского мира Священная Римская империя насчитывала 2000 независимых «государств», причем некоторые из них имели площадь всего в несколько квадратных километров.

 

[44] 44. Слово «каббала» происходит от ивритского слова кабел, т.е. «получать, в смысле „получать откровение“. Так называлась еврейская мистическая философия.

 

[45] 45. Слово кинанхора – идишистский вариант комбинации одного слова на идиш и двух слов из иврита кэйн айн ха‑ра («как бы не сглазить»), что символизирует еврейские средневековые суеверия.

 

[46] 46. Средневековая система, пытавшаяся объединить ортодоксальное христианство и новооткрытую науку Аристотеля. Вместо либерализации христианства схоластика подавляла развитие науки.

 

[47] 47. Удивительно, что наиболее важные этапы научной революции состоялись до изобретения новых измерительных приборов телескопа, микроскопа, термометра и точных часов, которые впоследствии стали незаменимыми для получения точных научных ответов на вопросы, поставленные наукой. В своей первой стадии научная революция выразилась скорее в систематическом изменении интеллектуальных взглядов и типе выдвигаемых прочем, чем в создании технического оборудования. Все еще неясно, как произошла такая революция в системе мышления» (А. К. Кромби. «Средневековая и ранняя современная наука», т. II, стр. 122).

 

[48] 48. Херем (ивр.) – анафема.

 

[49] 49. Хасидизм не имеет ничего общего с движением хасидеев периода восстания Маккавеев, и их не следует смешивать.

 

[50] 50. Закон Шарля гласит, что давление газа прямо пропорционально его температуре; автор имеет в виду, что высокая психологическая «температура» группы деклассированных породила их высокое давление на общество.

 

[51] 51. Восточноевропейские евреи, обладавшие живописным талантом, подобно Марку Шагалу или Хаиму Сутину, перебирались в Париж, а одаренные ученые, подобные Герману Минковскому, – в Германию.

 

[52] 52. Автор допускает ошибку. Целый раздел Талмуда, составленного, как известно, именно фарисеями, посвящен жертвоприношению и Храмовой службе (Примечание изд.).

 

[53] 53. Обычно число евреев, истребленных нацистами, оценивается в шесть миллионов. Факты, однако, свидетельствуют, что число еврейских жертв не превышает 5 миллионов. Американский судья Джексон на Нюрнбергском процессе указывал цифру 4,5 миллиона. Самая высокая оценка составляет 5,6 миллиона, самая низкая – 4,2 миллиона. Это различие обусловлено неточностью данных о числе еврейских жертв на территории СССР. Рейтлингер, приводя цифру 5 миллионов, пишет: «Не думаю, что вина немцев станет меньше, если окажется, что эта цифра завышена» («Окончательное решение», стр. 469).

 

[54] 54. Любопытно, что таким образом еврейскую примесь Гитлер считал вчетверо сильнее арийской.

 

[55] 55. Специальные органы гестапо, действовавшие в составе гитлеровской армии в годы Второй мировой войны и осуществлявшие массовые убийства и насилия над мирным населением оккупированных территорий и военнопленными (Прим. изд.).

 

[56] 56. Строго говоря, Египет не арабская страна, хотя 90% его населения исповедуют мусульманство. Основная масса современных египтян хамитского происхождения; арабские бедуины составляют лишь крупнейшее национальное меньшинство. Только копты – подлинные потомки древних египтян.

 

[57] 57. Сталина можно с равным правом отнести и к бюрократам. Хотя он был одним из тех, кто осуществил русскую революцию, он был также тем, кто начал процесс ее институционализации. Он, однако, так и не создал устойчивого нового порядка, поскольку сам постоянно и радикально взрывал его посредством своих «чисток». Характерно, что происхождение Сталина тоже двойственное. Его мать была крестьянкой, но отец – мелким ремесленником. Сам Сталин учился в духовной семинарии, откуда был исключен за революционную деятельность.

 

[58] 58. «Сионом» первоначально называлась иевуситская крепость в Иерусалиме. После захвата города царем Давидом Сион стал символом самого Иерусалима.

 

[59] 59. В момент написания книги (Прим. изд.).