Главная ТОРА ДЛЯ АТЕИСТА
Тора для атеиста - Cтраница 6 PDF Печать E-mail
Добавил(а) Administrator   
05.02.12 14:03
Оглавление
Тора для атеиста
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21
Страница 22
Страница 23
Страница 24
Страница 25
Страница 26
Страница 27
Страница 28
Страница 29
Страница 30
Страница 31
Страница 32
Страница 33
Страница 34
Страница 35
Страница 36
Страница 37
Страница 38
Страница 39
Страница 40
Страница 41
Страница 42
Страница 43
Страница 44
Страница 45
Страница 46
Страница 47
Страница 48
Страница 49
Страница 50
Страница 51
Страница 52
Все страницы


8. ВАИШЛАХ




«Ваишлах» означает «И послал…».


И послал Яаков перед собою посланцев к Эйсаву, брату своему. И так наказал им: «Сообщите, что я иду к нему, дабы снискать приязнь в глазах его».
И возвратились посланцы к Яакову, сказав: «Пришли мы к брату твоему, Эйсаву, но и сам он идет к тебе навстречу, и с ним 400 человек». И весьма устрашился Яаков, и сердце стеснилось в груди.
В связи с этим мудрецы Торы указывают, что Яаков устрашился Эйсава не только потому, что Эйсав мог его убить, но еще и потому, что испытывал душевные муки из-за того, что, возможно, вынужден будет пролить кровь своего брата. А обстоятельства этому способствовали, ибо Эйсав запросто уступил свое первородство и благословение отца Яакову.
И это не случайно, ибо духовные ценности Эйсава не интересовали. Потом он опомнился, но было уже поздно. К тому же Эйсав с детства отличался необузданным нравом и разбойничьим поведением. Одним словом, по логике вещей, можно было ожидать вооруженного столкновения, при том условии, что силы Эйсава превосходили силы Яакова.
Комментируя эту ситуацию, мудрецы Торы подчеркивают тот факт, что, готовясь к встрече с Эйсавом, Яаков действовал одновременно в трех направлениях: он готовился к войне, молился (чем укреплял свою связь со Всевышним), а также послал Эйсаву подарки. Тем самым он преподал урок своим потомкам, что следует делать, чтобы обеспечить свою безопасность. Нужно готовиться к войне, но в то же время пытаться решить дело миром. А также позаботиться о том, чтобы связь со Всевышним осталась нерушимой, в современной транскрипции, - не теряя духовности. В результате этих разумных сочетанных действий Яакову удалось избежать столкновения с превосходящими силами Эйсава, и они расстались, не причинив никакого вреда друг другу.
Однако же, Яакова ожидало еще одно, пожалуй, более серьезное испытание. Перед входом в Ханаанскую землю, которая со временем станет Землею евреев - Эрец Исраэль, нашей страной, ангел Господний вдруг преградил путь Яакову. И бился с ним. И, согласно Торе, они боролись до утренней зари. И тогда увидел ангел, что не может одолеть Яакова, и тронул его бедренный сустав, и вывихнулся бедренный сустав Яакова. И сказал ангел: «Отпусти меня, ибо взошла заря». Но сказал Яаков: «Не отпущу тебя, пока не благословишь меня». И спросил тот его: «Как имя твое?» И он сказал: «Яаков». И сказал тот: «Не Яаков будет отныне имя твое, но - Исраэль; ибо ты боролся и с ангелом, и с людьми - и одолел».
Мудрецы Торы указывают: имя Исраэль (Израиль) происходит от ивритских слов «господство», «властвование» и означает, что отцовское благословение теперь принадлежит Яакову по праву и соответствует его величию.
Итак, мы, евреи, - народ Авраама, Ицхака и Яакова. И каждый из них заложил свой фундаментальный вклад в строительство единой нации, которая сохранилась в тысячелетиях, будучи рассеянной по всему миру. В частности Яаков в числе прочего оставил нам, будущим поколениям евреев, важные принципы нашего поведения. И один из них звучит следующим образом: «Всегда готовься к войне, завершая дело миром». Этот принцип стал универсальным для многих народов в период расцвета их империй. Римляне выразили его на золотой латыни: «Пара паце - пара беллум», «Хочешь мира - готовься к войне». Русский вариант этого принципа: «Не хочешь кормить свою армию - будешь кормить чужую».
Исторический опыт показывает, что нередко появляется агрессор, готовый воспользоваться слабостью своего соседа. Как говорится: «Уж тем ты виноват, что хочется мне кушать». При том, агрессор может и ошибиться, преувеличив и слабость противника, и собственную силу. Так, например, германский император Вильгельм II фактически развязал первую мировую войну. Он был абсолютно уверен в своей молниеносной победе. Провожая своих солдат на аллее Унтер дер Линден («Под липами»), он сказал: «Солдаты, не успеют пожелтеть листья на этих деревьях, как вы вернетесь домой с победой». Однако успели пожелтеть не только листья, но и лица, а победы все не было. Наоборот, Германия потерпела сокрушительное поражение. Капитулировала. Подписала позорный Брест-Литовский договор. Монархия была свергнута, и был заложен политический фундамент для будущего немецкого национал - социализма, который стал прологом следующей германской катастрофы. Вильгельм II готовился к войне. И это только половина постулата Яакова. Ему и в голову не приходила вторая часть постулата - завершить дело миром. А в России Государь Император, как это сегодня показано документально, к войне не готовился, нарушая тем самым первую половину постулата. А потом нарушил и вторую половину его, не завершил дело миром. Наоборот, не будучи готовым. Он объявил войну Австро-Венгрии и Германии, и некому было его остановить, ибо принципиальный противник войны, великий патриот России Столыпин, уже был убит отечественным террористом. Обращаясь к громадным экзальтированным толпам в Москве, Государь сказал: «И встанет Россия единая и неделимая с мечом в руке и крестом в сердце!». И гром оваций в ответ. А через 4 года царя, его малолетнего сына, прелестных дочерей, жену и преданного семье доктора Боткина зверски расстреляли в подвале Ипатьевского дома в г. Екатеринбурге.
Одним словом, Государь, пара паце - пара беллум (хочешь мира - готовься к войне) и не упивайся пышными лозунгами всуе. Ибо по России уже пылала Гражданская война без фронта и тыла, и там сын - на отца, отец - на сына, брат - на брата, тифозный бред, одичание, людоедство и прочая, и прочая, и прочая…


С другой стороны, новейшая история знает примеры то ли сознательного, то ли интуитивного использования принципа Яакова.
В этом плане следует упомянуть, что Третья Мировая война с применением ядерного оружия, была предотвращена за счет паритета сил и победы здравого смысла противоборствующих сторон. Так, слава Богу, закончились оба берлинских кризиса. Первый - во времена Иосифа Виссарионовича, который блокировал Западный Берлин. Тогда, прорывая блокаду с одной стороны и осуществляя ее с другой стороны, провоцируя противника, начали уже постреливать, но оценив трезво силы друг друга, все же остановились, не теряя лица. Вторая берлинская блокада состоялась уже при Никите Сергеевиче. В качестве ответной меры западные союзники организовали грандиозный воздушный мост, когда американские самолеты круглые сутки доставляли в Западный Берлин все необходимое для жизни и производства.
Президент Кеннеди лично прилетел в Берлин и, выступая на митинге, сказал: «Париж стоит обедни, а Берлин стоит войны», и мир содрогнулся. Впрочем, главное содрогание было еще впереди. В разгаре берлинского кризиса американцы обнаружили на Кубе советские ракеты и тотчас изготовились к военному вторжению на остров. Они объявили морскую блокаду Кубы. А советский военно-морской флот двинулся на прорыв блокады. Человечество ощерилось ядерными ракетами. Пальцы на кнопках. Глаза в глаза. Сопло в сопло. Конец планете… Еще б немножко… Еще б чуть, чуть… И тут, слава Богу, остановились. Ибо каждый понял: односторонних уступок не будет. А погибнем все - разом. Так были спасены Мир, Земля и Человечество.
Президент Кеннеди в заключение поблагодарил Бога. Никита Сергеевич вспомнил о своих внучках и, как добрый, ласковый дедушка, пожелал им чистого голубого неба над головами. В общем, они говорили одно и то же. Каждый на своем языке. А мы в унисон этим вождям повторим: пара паце - пара беллум (хочешь мира - готовься к войне).


Возвращаясь к Торе, вспомним еще одно важное наследие Яакова. Речь идет о том случае, когда он на пороге земли Ханаанской встретился с ангелом Божьим, который преградил ему путь. Всю ночь Яаков боролся с ангелом и оказался победителем. После чего ангел, который согласно традиции говорит и действует от имени Бога, благословил Яакова и дал ему новое имя - Исраэль, в русской транскрипции - Израиль. Так называется сегодня наша вновь обретенная страна, и все мы, согласно Торе, являемся сыновьями и дочерьми Израиля.
Комментируя этот факт с позиций Торы, Зеев Жаботинский говорит нам с уверенностью языком стиха:


Так в оны дни отец наш Израиль
Свой стан привел к родимому порогу,
И преградил сам Бог ему дорогу,
И бился с ним, но Яков победил.
Грозою нас, как листья, разметало,
Но мы твои потомки, богобор,
И мы пройдем «во что бы то ни стало!».
Пусть Божий меч на страже перевала,
А мы пройдем ему наперекор!


Эти стихи, отрывок из которых мы здесь приводим, Жаботинский написал на смерть Теодора Герцля, родоначальника и провозвестника национального еврейского государства, которое, как птица Феникс, должно возродиться буквально из пепла «во что бы то ни стало». Поэтому слова «во что бы то ни стало», взятые из манифеста Герцля, Жаботинский поместил в свою стихотворную строку, связанную с воспоминанием о праотце Яакове.
Но самое главное - это поистине революционное толкование Торы, пожалуй, впервые за несколько тысячелетий. Жаботинский утверждает, что Родимый Порог, Земля Обетованная, Эрец Исраэль и судьба нашего Еврейского Народа, едва не превыше Божественной воли: «Пусть Божий меч на страже перевала, а мы пройдем ему наперекор!».
Казалось бы, это не совсем согласуется со всем тем, о чем мы говорили раньше. Однако же это не так. Вспомним о свободе выбора, которую Господь даровал каждому еврею. Вспомним, что все подвластно Всевышнему, кроме трепета Небес. Иначе говоря, вера в Бога и трепет перед Богом тоже определяются свободным выбором еврейского человека. Если этот выбор неправильный, неправедный, тем более, преступный, Господь за это жестоко карает виновных. Но в случае с Яаковым все случилось наоборот, ангел Господний боролся с Яаковым всю ночь и оказался побежденным. И за это Господь Яакова не наказал, наоборот, устами ангела благословил его и дал ему новое имя Исраэль, тем самым возвеличил его лично и определил цель еврейского народа в виде создания национального государства Израиль. Вот почему Владимир - Зеев Жаботинский напрямую связывает государственную идею Теодора Герцля с текстом Торы.


Последнее обновление 05.02.12 14:16