Главная ТОРА ДЛЯ АТЕИСТА
Тора для атеиста - Cтраница 3 PDF Печать E-mail
Добавил(а) Administrator   
05.02.12 14:03
Оглавление
Тора для атеиста
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21
Страница 22
Страница 23
Страница 24
Страница 25
Страница 26
Страница 27
Страница 28
Страница 29
Страница 30
Страница 31
Страница 32
Страница 33
Страница 34
Страница 35
Страница 36
Страница 37
Страница 38
Страница 39
Страница 40
Страница 41
Страница 42
Страница 43
Страница 44
Страница 45
Страница 46
Страница 47
Страница 48
Страница 49
Страница 50
Страница 51
Страница 52
Все страницы


5. ХАЕЙ САРА


«Хаей Сара» по-русски приблизительно означает «Житие Сары».


У русскоязычного читателя сразу же возникает недоумение, так как глава, посвященная житию Сары, начинается с ее смерти. Имея в виду глубинный смысл текста Торы, следует полагать, что духовная жизнь Сары продолжается и после ее смерти. А Сара была праведницей, о чем свидетельствует столб белого дыма над ее шатром. Именно этим знаком Господь отмечает угодных ему праведников, самым главным качеством которых была личная ответственность.
Желая достойно похоронить жену, Авраам приобрел пещеру и прилежащий к ней участок земли за 400 шекелей. И само слово «шекель» подчеркивает связь настоящего времени с теми далекими временами. Между прочим, владелец пещеры и земли предлагал Аврааму все это даром в благодарность за прошлые благодеяния. Но Авраам отказался от подарка и заплатил деньги. Тем самым он принял ответственное решение, становясь безраздельным хозяином фактически и юридически.
Далее Авраам направляет своего раба с заданием найти достойную жену для своего сына Ицхака, но не из местных ханаанских племен, которые нравственно уже разложились, а из людей за пределами Ханаана, откуда Авраам родом и где сохранилась остаточная нравственность. И тестом для избрания невесты был вопрос: «Можно ли напиться воды?» И ответ должен быть: «Я дам воды тебе и напою твоих верблюдов». Почему эти слова являются тестом? Потому что вода - это символ Торы. В горячей засушливой стране вода олицетворяет жизнь. А Тора нужна людям, как вода в пустыне. Так и произошло, как было задумано.
Раб Авраама нашел Ривку, которая щедро напоила его и верблюдов его. Она была приведена в шатер Ицхака. Они полюбили друг друга, стали мужем и женой и родили двух детей: Эйсава и Яакова. От Эйсава пошел род арабов. И в Торе сказано о нем: «Его руки были на всех, и руки всех были на нем». В контексте сегодняшнего дня нам понятно, что это значит. Второй сын Яаков породил 12 мальчиков и 1 девочку. Мальчики дали начало 12 коленам Израиля, а девочка была взята в заложницы жителями Шхема, а затем освобождена в результате первой ветхозаветной антитеррористической операции.
Ривка, жена Ицхака, обладала даром пророчества, и этот дар она использовала с чувством громадной ответственности. Во имя этой ответственности она даже пошла на обман, передав наследство Яакову вместо Эйсава.


Как мы видим, во всех текстах Торы выделяется самое главное качество еврея: его ответственность перед лицом Господа и своего народа. И эта ответственность реализуется на основе свободного выбора. А свободный выбор может сделать только свободный человек. Закоренелому рабу такое не под силу.
И здесь я хочу обратить ваше внимание на одно очень важное историческое обстоятельство. Со времени первой публикации Торы и до нашего времени прошли тысячелетия. Все изменилось в этом мире кроме, пожалуй, географии. Как тогда, так и теперь, между Израилем и Египтом лежит Синайский полуостров. Он никуда не делся. Его поперечник 600 км. Армия Израиля прошла это расстояние за 6 дней. А за сколько дней можно пройти 600 км целому народу с малыми детьми. Стариками и старухами? Может быть, в 10 раз больше времени потребуется? То есть, 60 дней; может быть, в 20 раз больше, то есть 120 дней, то есть 120 дней, но уж, во всяком случае, не больше 200 дней. Это, пожалуй, уже с избытком. Но евреи, которых Моисей вывел из Египта. Находились в пути 40 лет. Понятно, что Моисей не вел их прямой дорогой, а кружил по пустыне. Для чего? Чтобы вымерли те, кто родился рабами.


Ничтожный род рабы,
в чей дух и спины
вожгла клеймо египетская плеть.


И только рожденные на свободе, не ведающие духовного и физического рабства, могли войти в Землю обетованную.


И все это понятия не абстрактные, а конкретные, а для меня, пожалуй, личные.
В 1946 году моя соседка и подружка, внучка раввина, Маня Друккер, сообщила мне по секрету, что в нашу ростовскую синагогу приезжают с визитом американские раввины, и мы можем услышать их проповеди. Когда мы с Маней пришли в синагогу, там яблоку уже негде было упасть. Эту новость евреи по секрету передали друг другу. Появились американские раввины. Они были больше похожи на спортсменов тяжелого веса. А в наших рядах была уйма сексотов. И многие из них были хорошо известны публике. Так что держаться надо было очень осторожно. Время сталинское - суровое и жестокое.
Один из раввинов взошел на возвышение и произнес проповедь. Он сказал: «Человек отличается от животного тем, что он видит лицо другого человека, его глаза и ответ в глазах. И все это при одном условии - если будет свет. В темноте вы не увидите лицо, глаза и ответ в глазах. Если работает электростанция - все просто: вы нажимаете кнопку на стене, свет заливает вашу комнату, и вы свободно видите лицо, глаза и ответ в глазах. Но если электростанция взорвана, тогда вы в темноте не увидите ничего. Что же делать тогда?» И от этого вопроса мы все, кто в синагоге стоял, дрогнули в сердце своем и как-то мучительно сжались. И пока раввин выдерживал паузу, тайно спрашивали себя: «Что же делать? Что же делать?» И раввин ответил нам: «Нужно ждать. Электростанцию восстановят, и будет свет», - и мы вздохнули с облегчением и надеждой. Но раввин сказал: «Да вот беда. От долгого ожидания в темноте глаза привыкают к тьме. И когда появляется свет, такие глаза реагируют страшной болью. Человек от боли рычит и становится животным. Так что же делать?» И снова мы сжались в мучительном трепете: «Что делать? Что делать?» И раввин сказал: «Нужно поместить немного света в сердце своем, чтобы глаза ваши и ваших детей не отвыкли».
И перенесясь из далекого 46-го во времена нынешние, хочу еще раз вспомнить одну популярную посланницу «Сохнута». Она завела такой порядок, чтобы еврейский дом на Буденовском проспекте в Ростове не был похож на канцелярию. Она разрешала еврейским детям рисовать и писать на стенах все, что им захочется. Там было много рисунков, личных впечатлений и большая надпись, сделанная еще детской рукой: «Мы были рабами в Египте, а сыновья свободны». И опять для меня много личного в этой надписи: мои дети и мои внуки свободны, а старшая внучка в прошлом году демобилизовалась из армии. Она дослужилась до сержанта, получила благодарность от командования и памятный вымпел. Как все израильские девушки, она имела право служить в тыловых войсках, но она по собственному желанию служила в боевом подразделении с оружием в руках.
А началось это в раннем детстве, когда она еще жила в России. Мы ехали с ней в автобусе, проезжали мимо памятнику Ермаку. Ей было тогда 4 года.
- Бабушка, кто это? - спросила она бабушку.
- Это Ермак.
- А что у него в руке?
- Корона.
- А что такое «корона»?
- Это шапка такая.
- А причем тут шапка?
- А это он дает царю, как знак присоединения Сибири.
- Бабушка, я ничего не поняла. Скажи мне: Ермак хороший или плохой?
- Ермак хороший.
Проехали еще метров двести. Она громко спросила: «А что хорошего сделал Ермак для евреев?» Автобус грохнул от смеха.
Наверное, малый огонек был все же заложен в ее сердце. Поэтому она живет в Израиле, поэтому служила в боевых частях.
Одним словом, мы терпеливо ждали и дождались: электростанцию восстановили и свидетельство тому - эта книга.
И верно: мы были рабами в Египте, но дети и внуки наши свободны. Будем считать, что житие Сары продолжается.




Последнее обновление 05.02.12 14:16