Главная ДИАСПОРА.РЕГИОНЫ И СТРАНЫ Польша - Евреи Польши в послевоенный период.
Польша - Евреи Польши в послевоенный период. PDF Печать E-mail
Добавил(а) Administrator   
30.01.12 01:56
Оглавление
Польша
Польское еврейство в 15–16 вв
Восстание Б. Хмельницкого и его последствия во второй половине 17 в.
18 в. Разделы Польши.
Герцогство Варшавское.
Царство Польское с 1815 г. до начала Первой мировой войны
Первая мировая война. Независимая Польша.
Катастрофа.
Евреи Польши в послевоенный период.
Отношения Польши с Государством Израиль
Все страницы
По мере освобождения советскими войсками различных районов Польши в них предпринимались усилия, чтобы собрать уцелевших евреев для восстановления еврейской жизни. Основную роль в этом играл Комитет польских евреев в Советском Союзе (во главе с Э. Зоммерштейном), созданный летом 1944 г. в Москве как составная часть Союза польских патриотов. После освобождения советскими войсками Люблина (июль 1944 г.) Комитет переехал в этот город. В ноябре 1944 г. здесь на его базе был создан Центральный комитет евреев Польши. В состав комитета вошли представители коммунистов, сионистов различных направлений, Бунда, партизан, еврейских демократов. В Люблине начали собирать уцелевших евреев: в августе 1944 г. их было 300 человек, в сентябре — около двух тыс. и 216 в его окрестностях. Были открыты еврейские общественные кухни, детский сад, школа, проводились культурные мероприятия и богослужения. К концу 1945 г. в Польше насчитывалось два межвоеводских, десять воеводских и 200 местных еврейских комитетов. Одной из основных задач еврейских организаций было оказание помощи детям, пережившим Катастрофу. Сотни уцелевших еврейских детей оказались после войны беспризорными, тысячи находились в польских семьях и монастырях, многие из них были крещены. 31,7 тыс. детей (большей частью сирот) вернулись в страну из Советского Союза. Поисками пропавших детей, наряду с еврейскими комитетами, занимались Еврейский религиозный совет и сионистские организации, создавшие для этой цели специальное общество «Координация». Им удалось разыскать и вернуть в семьи или определить в сиротские дома многих еврейских детей, но часть их продолжала оставаться в польских семьях и монастырях. Еврейские комитеты открыли 11 интернатов на 1 135 сирот, а также сеть школ и детских садов на 20 тыс. детей. «Координация» создала четыре детских дома для детей от двух до 12 лет. Детей постарше отправляли в юношеские киббуцы, затем — за границу, где их переправкой в Эрец-Исраэль занимались учреждения алии молодежной.

Другой важной задачей еврейских организаций было оказание помощи польским евреям, вернувшимся в Польшу из Советского Союза. Между Польшей и Советским Союзом 6 июня 1945 г. было заключено соглашение о репатриации поляков и польских евреев в Польшу. С конца 1944 г. по 1949 г. в Польшу вернулось 203 тыс. евреев. В середине июля 1945 г. в Польше зарегистрировалось 55 509 евреев, летом 1946 г. — 250 тыс. Возвращавшиеся евреи попадали в тяжелые условия. Их попытки получить довоенные квартиры или возвратить хотя бы часть своей собственности, как правило, вызывали злобную реакцию со стороны поляков, говоривших о «новом наводнении Польши евреями». Антисемитизм в Польше не ослабел после Катастрофы, утвердившей поляков в мысли, что убийство еврея — вполне достойный поступок. Евреев обвиняли в службе режиму, пришедшему к власти в Польше при поддержке Советского Союза. Преувеличивался процент евреев, служивших в органах безопасности, в МИДе, в правительстве. Происходили частые нападения на евреев; так, по имеющимся данным, с ноября 1944 г. по декабрь 1945 г. погиб 351 еврей. Большинство убийств было совершено в Люблинском и Кельцском воеводствах, в основном в маленьких местечках и на дорогах. 11 августа 1945 г. произошел еврейский погром в Кракове. В 1946 г. нападения на евреев происходили главным образом в больших городах; самым кровавым был погром в Кельце 4 июля 1946 г. (поводом к нему послужил слух о ритуальном убийстве польского мальчика, найденного затем невредимым), во время которого погибли 42 еврея. Погромы организовывались польским вооруженным подпольем: Армией Крайовой и Национальными вооруженными силами. Хотя отдельные представители местной администрации поддерживали погромы, в целом польские власти боролись с ними. В официальных изданиях разоблачался антисемитизм. Власти оказывали помощь пострадавшим евреям, наказывали их преследователей и убийц, польские и советские войска подавляли антиеврейские беспорядки. Защиту евреев поляки воспринимали как доказательство того, что режим не является национальным, а служит интересам евреев и русских. В условиях фактической гражданской войны в Польше это ослабляло позицию властей, и они не могли принять действенных мер по предотвращению погромов. По имеющимся сведениям, в послевоенной Польше до лета 1947 г. погибло около тысячи евреев. Погромы и убийства подтолкнули евреев к массовому выезду из Польши.

Пытаясь ослабить накал антисемитских выступлений, правительство направляло евреев на западные территории, ранее принадлежавшие Германии и после присоединения к Польше покинутые немецким населением. Власти были заинтересованы в освоении этих областей, а евреи охотно селились в них, так как получали здесь хорошее жилье и в основном не страдали от антисемитизма. Численность еврейского населения городов на западе Польши стала расти ускоренными темпами. Так, в Щецине с 31 декабря 1945 г. по 30 июня 1946 г. она возросла со 100 человек до 30 951, во Вроцлаве — с 7 993 до 69 993.

Польское правительство оказывало содействие Центральному комитету евреев Польши и другим еврейским организациям в восстановлении еврейской жизни. Заинтересованное в финансовой помощи США, оно разрешило международным еврейским организациям действовать в стране: Джойнт создал в Польше различные благотворительные учреждения, помогал евреям одеждой, медикаментами; ОРТ открыл сеть ремесленных школ; ОЗЕ организовало восемь передвижных клиник, семь госпиталей, пункты медицинской помощи во всех крупных городах Польши. К концу 1945 г. в Польше работало несколько десятков еврейских кооперативов, 34 сельскохозяйственные фермы. В 1947 г. функционировали 34 еврейские школы (2 874 учащихся) с преподаванием на идиш и иврите. В 1948 г. в Варшаве был создан Еврейский исторический институт, действовало Общество по развитию искусства и куль­туры, поддерживавшее еврейские библиотеки и содейс­твовавшее различным культурным проектам. Выходили еврейские газеты и журналы на польском и идиш, в том числе орган Центрального комитета евреев Польши, газета «Найе лебн» (выходила сначала два раза в неделю в Лодзи, а затем — ежедневно в Варшаве). В 1946–47 гг. в Польше возникли два еврейских театра, объединившиеся в 1950 г. в Еврейский государственный театр под руководством Иды Каминьской. К концу 1940-х гг. существовало 30 еврейских религиозных общин, функционировали две не разрушенные немцами синагоги, действовали молитвенные дома и еврейские общественные кашерные (см. Кашрут) кухни. Польские власти разрешали деятельность сионистских партий, не пре­пятствовали евреям Польши в установлении международных связей. В начале 1948 г. Центральный комитет евреев Польши присое­динился к Всемирному еврейскому конгрессу.

Многие евреи возвращались в Польшу из Советского Союза для того, чтобы как можно скорее выехать в другие страны. Антисемитские беспорядки в Польше и антиеврейская кампания в Советском Союзе, нашедшая отражение и в Польше, показали евреям, что у них здесь нет будущего, хотя в число высших партийно-государственных руководителей входили и евреи (Я. Берман, Х. Минц /1905–74/, Р. Замбровский; см. также Коммунизм. Евреи и коммунизм в странах Восточной Европы). Желание вырваться из Польши усилилось после погрома в Кельце в 1946 г. Был создан Координационный комитет по алие, в который вошли представители всех сионистских организаций. В июле 1946 г. при помощи Брихи и с негласного разрешения польских властей начался массовый выезд евреев из Польши. По истечении шести месяцев, к концу 1946 г., в Польше осталось всего около 100 тыс. евреев.

В 1948 г. по приказу Москвы первый секретарь ЦК ППР В. Гомулка был обвинен в право-националистическом уклоне, снят со всех занимаемых постов и арестован. Зависимость Польши от Советского Союза еще более возросла. Это отрицательно сказалось на еврейской жизни в Польше. В ноябре 1948 г. были распущены все сионистские партии, а также Бунд; однако их члены не были арестованы и получили возможность уехать из Польши. Еще около 30 тыс. евреев покинуло страну. Власти запретили деяте­льность международных еврейских организаций на территории Польши, ликвидировали поддерживавшиеся ими кооперативы и благотворительные организации. Еврейские кооперативы были вынуждены присоединиться к польскому союзу кооператоров. В 1949 г. власти «порекомендовали» Центральному комитету евреев Польши выйти из состава Всемирного еврейского конгресса. Затем ему приказали объединиться с Обществом по развитию искусства и культуры, в результате чего возникла Культурно-общественная ассоц­иация евреев Польши, полностью находившаяся под контролем властей. В 1948–49 гг. все еврейские школы были национализированы; из их программы полностью исключили иврит, а количество часов, отводившихся на преподавание еврейских предметов, резко сократилось. Давление властей и массовый выезд евреев из Польши привели к сокращению числа еврейских общин до 30. В то же время, антисемитская кампания в Польше проходила без массовых арестов евреев. Многие учреждения еврейской культуры попали под контроль властей, но продолжали свое существование. Еврейская жизнь в Польше не прекращалась и в первой половине 1950-х гг.

Возвращение к власти В. Гомулки (1956) привело к общей либерализации режима, в том числе к ослаблению давления на евреев. В 1956 г. еврейская газета «Фолксштиме» опубликовала статью со страстными протестами против сталинской антисемитской политики и уничтожения представителей еврейской культуры в Советском Союзе. Оживление еврейской культурной и экономической жизни в Польше способствовало приезду около 20 тыс. польских евреев по соглашению о репатриации между Польшей и Советским Союзом от 1956 г. В Польше возобновили свою деяте­льность Джойнт, ОРТ и другие организации. С помощью ОРТа была восстановлена сеть еврейских ремесленных школ. Джойнт финансировал еврейские детские сады, лагеря и клубы, оказывал помощь евреям, возвратившимся в Польшу из Советского Союза. В 1958 г. в Польше возродилось независимое еврейское кооперативное движение. В то же время в конце 1950–начале 1960-х гг. в партийном и государственном аппаратах усилились антисемитские настроения. Это способствовало массовому выезду польских евреев в Израиль. В 1958–59 гг. Польшу покинуло около 50 тыс. евреев, осталось около 30 тыс. евреев.

Новая антисемитская кампания развернулась в Польше в 1967–68 гг. Правительство страны, напуганное разочарованием широких слоев населения режимом В. Гомулки, решило объявить всех недовольных сионистскими агентами. Рвавшаяся к власти так называемая партизанская группа в руководстве компартии во главе с министром внутренних дел (ярым антисемитом) М. Мочаром хотела добиться своих целей, обвинив всех соперников в сионизме или сочувствии ему. Поводом к началу кампании стала положительная реакция как евреев, так и поляков на победу Израиля в Шестидневной войне. В июне 1967 г. на съезде польских профсоюзов В. Го­мулка назвал евреев, радовавшихся победе Израиля, «пятой колонной». Была проведена чистка в армии: всех высших офицеров, евреев по происхождению, заставили выйти в отставку. Начались увольнения в партийном и государственном аппаратах.

Кампания возобновилась в марте 1968 г. Поводом к этому послужили события, связанные с постановкой в одном из театров Варшавы пьесы по поэме А. Мицкевича «Дзяды». Спектакль вызвал антирусскую демонстрацию, а запрещение его цензурой спрово­цировало бурное возмущение польской интелли­генции. Митинг в Варшавском университете (8 марта), на котором требовали отмены цензуры, был разогнан полицией, многих участников арестовали. Митинги и демонстрации протеста прошли во всех польских университетах. Органы пропаганды Польши называли фамилии лишь тех арестованных, которые оказались евреями. Студенческие волнения были объявлены провокацией сионистов. В марте 1968 г. В. Гомулка заявил, что евреи Польши делятся на три группы. Первая — люди, связанные с Израилем и еврейством идейно и эмоционально; они должны как можно скорее покинуть Польшу. Вторая — те, кто не может определить, с какой страной, Израилем или Польшей, они больше связаны; их нельзя назначать на ответственные посты, где требуется выраженное национальное чувство. Третья, самая большая группа, состоит из евреев, считающих Польшу своей родиной и вносящих большой вклад в строительство новой Польши. После этого заявления антисемитская кампания приобрела массовый характер. На каждом заводе, в каждом учреждении и учебном заведении проходили собрания, на которых выявлялись «просионистские элементы» и принимались антисемитские резолюции. Начались повальные увольнения евреев. Изгоняли и тех, кто был крещен в детстве, и даже родившихся в семьях, принявших католицизм. Стремясь расправиться со всеми своими противника­ми, власти уволили как евреев многих неугодных им поляков, а также всех евреев-коммунистов, занимав­ших высокие посты. Массовые увольнения евреев нанесли тяжелый ущерб польской науке, закрывались целые отделения и лаборатории в университетах. Органы пропаганды Польши обвиняли евреев в неблагодарности полякам за их спасение во время войны, печатали и распространяли среди пропагандистов «Протоколы сионских мудрецов» и другие антисемитские книги. Ликвиди­ровались все еврейские школы, клубы, молодежные лагеря; деятельность международных еврейских организаций на территории Польши вновь была запрещена. Эта кампания привела к новому массовому выезду евреев из страны, главным образом в Израиль, а также в Швецию; к началу 1970 г. в Польше осталось около шести тыс. евреев, в основном пожилых людей.

В первой половине 1970-х гг. положение евреев Польши мало изменилось. Немногочисленные еврейские организации оставались под полным контролем властей, по-прежнему публиковались антисемитские статьи. В конце 1970-х гг. правительство разрешило Джойнту оказывать помощь евреям Польши, в первую очередь больным и старикам. В начале 1980-х гг. из шести тыс. евреев Польши около двух тыс. проживали в Варшаве, тысяча — во Вроцлаве, 500 – в Кракове, 600 – в Лодзи. С 1983 г. число антисемитских статей и передач сократилось. Правящие круги Польши стали предпринимать попытки наладить отношения с международными еврейскими организациями. В торжественной обстановке, с участием многочисленных представителей еврейской обще­ственности, в том числе и приехавших из Израиля, отмечалась 40-я годовщина восстания в Варшавском гетто. Однако попытка профсоюза Солидарность провести не санкционированную властями церемонию была сорвана полицией, а М. Эдельман, один из руководителей повстанцев гетто (см. выше) и акти­вист Солидарности, был взят под домашний арест. Во второй половине 1980-х гг. Еврейская социально-культурная ассоциация имела 14 местных отделений, проводила регулярные встречи своих членов и устраивала различные мероприятия. До конца 1980-х гг. она сотрудни­чала с коммунистическим режимом (например, в 1985 г. рекомендовала своим членам принять участие в выборах, в то время как Солидарность призывала к их бойкоту).

Во второй половине 1980-х гг. в Польше прошли многочисленные дискуссии о роли евреев в истории страны, усилился интерес к еврейской жизни. С конца 1980-х гг. власти не препятствовали этому процессу, а наоборот, поощ­ряли его. Был создан Комитет по сохранению еврейских кладбищ и памятников культуры, который с согласия властей проводил реставрационные работы. Но, несмотря на его усилия, к концу 1980-х гг. из 400 еврейских кладбищ в стране только 22 были приведены в порядок. В Польше проводились научные конференции по проблемам еврейской истории и культуры. В 1986 г. при Ягеллонском университете в Кракове был основан Институт по изучению истории и культуры евреев, где в 1987 г. состоялась научная конференция «Еврейская автономия в средневековой Польше», в которой участвовали 60 израильских ученых. В том же году Католический университет Люблина организовал «Неделю еврейской культуры».

В 1984 г. еврейско-польские отношения обострились после того, как десять монахинь заняли пустующее здание на территории бывшего лагеря смерти Освенцим, собираясь в будущем превратить его в женский монастырь ордена кармелиток. Это вызвало бурные протесты со стороны как евреев, так и многих неевреев. Они справедливо считали, что Освенцим является символом еврейского геноцида, и строительство на его территории монастыря — оскорбление памяти жертв Ката­строфы. Возмущение вызывало и желание католической церкви Польши посвятить монастырь погибшим в Освенциме священнику М. Колбе и монахине-кармелитке Эдит Штейн (1891–1942; еврейка, принявшая христианство и причисленная католической церковью к лику святых). После долгих споров, в феврале 1987 г. в Женеве на встрече между представителями католических и еврейских кругов была дос­тигнута договоренность о строительстве нового монастыря невдалеке от лагеря. Однако оно не было начато, а примас польской католической церкви И. Глемп и настоятельница монастыря, сестра Тереза, выступили с грубыми антисемитскими нападками. В июне 1989 г. поляки, работавшие в монастыре, совершили на территории лагеря нападение на американских евреев, прие­хавших с демонстрацией протеста. Только в феврале 1990 г. под нажимом Ватикана и нового, некоммунистического правительства Польши началось строительство нового Католического центра, одно из зданий которого было предназначено для монастыря.

Крупные политические события 1989–90 гг. (победа движения Солидарность на выборах в сенат и сейм, приход к власти правительства во главе с Т. Мазовецким и избрание Л. Валенсы президентом Польши) показали, что еврейский вопрос по-прежнему является важной проблемой общественной жизни Польши, несмотря на то, что в стране осталось не более пяти тыс. евреев. Партия Христианский национальный союз и другие националистические организации, в том числе Национальный фронт и Млада Польска ведут активную антисемитскую пропаганду, преувеличивают роль евреев в становлении сталинизма в Польше в первые послевоенные годы, их участие в руководстве тайной полицией, возлагают на евреев вину за все негативные моменты в истории Польши. В массовом сознании поляков устойчивы антисемитские стереотипы: многие верят в ритуальные убийства евреями христиан, в существование загадочных «тайных» евреев, губящих страну. Некоторые политики активно используют антисемитизм в борьбе за власть. После раскола Солидарности в 1990 г. сто­ронники Л. Валенсы обвиняли его противника, премьер-министра Т. Мазовецкого в том, что он возг­лавляет «еврейское правительство» и сам — «скрытый» еврей. При этом подчеркивался тот факт, что среди активистов фракции Солидарности, поддерживавшей Мазовецкого, было два еврея: А. Михник (родился в 1946 г.) — редактор органа Солидарности «Газета выборча» и Б. Геремек (родился в 1932 г.). Во время предвыборных кампаний 1990 и 1991 гг. на плакатах этой фракции Солидарности часто писали слово «еврей». Л. Валенса пытался отмежеваться от причастности к этому, но сам иногда допускал антисемитские высказывания. Так, выступая в 1990 г. на съезде Солидарности, он каялся в том, что в борьбе против коммунизма был вынужден сотрудничать с «интеллектуалами и евреями». В 1990 г. в Польше участились антисемитские акции: оскверняли еврейские памятники, на зданиях Варшавской синагоги и еврейского театра малевали свастику. Новый взрыв антисемитизма не остался без отпора: против него в решительной форме выступили либеральные и демократические круги, члены правительства Т. Мазовецкого. Несмотря на участие представителей католической церкви (в том числе ее главы, И. Глемпа) в антиеврейской кампании, многие священники и епископы выступили с осуждением антисемитизма. Была создана комиссия епископов «За диалог с евреями» во главе с Н. Мушиньским, которая подготовила и осенью 1990 г. направила во все приходы и монастыри документ, предписывавший священникам разоблачать в своих проповедях антисемитские предрассудки.

Существуют различные данные о численности еврейского населения Польши в 1990-х – начале 2000-х гг. Видимо, в 2002 г. в Польше насчитывалось семь–восемь тысяч евреев, зарегистрированных в общины. Есть определенное количество людей, имеющих еврейское происхождение; многие из них, записанные во время Второй мировой войны поляками, только в последние годы стали ощущать себя евреями. Их насчитывается около 10–15 тыс. человек, но, по-видимому, их численность значительно больше.

В Польше функционируют еврейские организации: Союз польских еврейских религиозных общин, Еврейская социально-культурная ассоциация (отделения в 15 городах). Активно действует Джойнт, организуя помощь пожилым людям и развивая образовательные программы. При помощи Джойнта в 1994 г. еврейские молодежные клубы были открыты в Лодзи и Варшаве, в январе 1995 г. — в Кракове. В 1994 г. в Варшаве были открыты Еврейский учебный и исследовательский центр, молодежный клуб. Работает польский союз еврейских студентов. В 1994 г. в Варшаве была открыта первая еврейская начальная школа. В 2001 г. в различных городах страны насчитывалось 12 начальных школ, существовавших при финансовой помощи Джойнта и Фонда «Лаудер». Для подготовки учителей создан еврейский педагогический центр.

В Варшаве действует Еврейский исторический институт, крупнейший центр документации истории польских евреев (особенно за период Катастрофы); в Кракове — Центр еврейской культуры, устраивающий выставки, лекции, просмотр фильмов и спектаклей, предлагающий различные курсы. В Варшавском и Ягеллонском университетах проводятся курсы по иудаике. В Варшаве продолжает работать Еврейский театр имени Э. Каминьской на идиш (большинство актеров — неевреи). В начале 2000-х гг. выходили еврейские периодические издания: студенческий ежемесячный журнал «Иделе», газета «Дос идише ворт», еврейский научный журнал «Булетин» (орган Еврейского исторического института), журнал «Польска — Израэль». В июне 2000 г. при Еврейском институте был вновь открыт после длительного ремонта значительно расширенный музей. Еврейские музеи функционируют также в Кракове (Еврейский музей-синагога), в Новы-Сонче (старая синагога).

Ежегодно в апреле торжественно отмечается годовщина восстания в Варшавском гетто. В августе 1995 г. отмечалась 50-летняя годовщина ликвидации гетто в Лодзи. Каждый год тысячи людей, в основном представителей еврейской молодежи из Израиля и других стран мира, участвуют в «марше жизни», который проводится в память о «марше смерти» узников Освенцима в 1945 г. В мае 2001 г. в «марше жизни» участвовали президент Польши А. Квасьневский и президент Израиля Э. Вейцман.

Несмотря на незначительное число евреев в стране, в Польше отмечают массовые проявления антисемитизма. Опросы Евросоюза, проведенные в конце 1990-х гг., свидетельствовали, что уровень антисемитизма в стране — один из самых высоких в Европе. В отчете Европейской комиссии против расизма и нетерпимости за 2000 г. сказано, что антисемитизм «остается проблемой польского общества». В Польше существуют многочисленные правые профашистские антисемитские партии и группы, насчитывающие около 15 тысяч человек, среди них — влиятельные представители политического, военного, религиозного истеблишмента. Влияние этих движений распространяется на значительные круги общества. На президентских выборах в октябре 2000 г. некоторые из них поддержали кандидатуру бывшего начальника Генерального штаба Войска Польского генерала Т. Вилецкого, который превозносил политику А. Гитлера и требовал, чтобы в выборах могли участвовать только те, кто могут доказать, что пять поколений их предков были поляками.

Наиболее радикальными антисемитскими настроениями отличалась профашистская Национальная партия, которая публиковала на страницах своих изданий статьи, отрицающие Катастрофу. Партия вошла в состав влиятельного правого блока Избирательная акция–Солидарность, представленного в парламенте и входящего в правительственную коалицию.

Члены партийного молодежного движения «Вся польская молодежь» планировали серию нападений на еврейские школы и устраивали концерты антисемитских музыкальных групп. Члены партии используют антисемитские аргументы в парламентских дебатах. Так, 28 февраля 2002 г. они обвинили директора Института национальной памяти профессора Л. Кереса в том, что он придерживается антипольских взглядов и служит еврейским интересам, поскольку участвовал в расследовании резни евреев в Едвабне.

Представителем партии Самооборона в Люблинском окружном совете стал К. Рекас, организовавший после избрания А. Квасьневского демонстрацию под антисемитскими лозунгами, обвиняя президента в еврейском происхождении.

Большую роль в антисемитской пропаганде играет католическая церковь Польши. Католическое «Радио Марии» и тесно связанная с ним ежедневная газета «Наш дзенник» ведут активную антисемитскую пропаганду. Создатель «Радио Марии» ксендз Т. Рыдзык объявил о расширении сферы деятельности, его планы были одобрены Государственным советом радио и телевещания. В конце 1990-х – начале 2000-х гг. в традиционно юдофобской позиции католической церкви Польши стали заметны новые тенденции, которые определял новый курс Ватикана и папы римского Иоанна Павла II в отношении евреев (см. Церковь католическая). Глава католической церкви Польши кардинал Ф. Глемп признал вину польского народа за участие в уничтожении евреев во время Катастрофы. Во время обсуждения в Польше событий в Едвабне 27 мая 2001 г. Польский епископат в послании просил прощения перед Богом за участие поляков в убийствах евреев, однако требовал, чтобы евреи в свою очередь покаялись за роль, сыгранную ими в установлении коммунизма в Польше и за участие в деятельности польских спецслужб в конце 1940-х – начале 1950-х гг.

В конце 1990-х – начале 2000-х гг. в Польше увеличился объем антисемитской пропаганды в средствах массовой информации, в интернете. Участились случаи осквернения могил на еврейских кладбищах, нападений на еврейские организации. Так, в июне 2002 г. был подожжен еврейский общинный центр во Вроцлаве, в ноябре 2002 г. там же были осквернены около 80 могил на еврейском кладбище. Основные участники подобных акций — банды скинхедов.

Против антисемитизма выступала значительная часть польской интеллигенции и такие организации, как фонд «Больше никогда» и польская Хельсинская группа по защите прав человека.