Польша PDF Печать E-mail
Добавил(а) Administrator   
30.01.12 01:56
Оглавление
Польша
Польское еврейство в 15–16 вв
Восстание Б. Хмельницкого и его последствия во второй половине 17 в.
18 в. Разделы Польши.
Герцогство Варшавское.
Царство Польское с 1815 г. до начала Первой мировой войны
Первая мировая война. Независимая Польша.
Катастрофа.
Евреи Польши в послевоенный период.
Отношения Польши с Государством Израиль
Все страницы

ПО́ЛЬША, государство в Центральной Европе.

Содержание:

  • Поселение евреев в Польше. Королевские привилегии
  • Польское еврейство в 15–16 вв.
  • Восстание Б. Хмельницкого и его последствия во второй половине 17 в.
  • 18 в. Разделы Польши
  • Герцогство Варшавское
  • Царство Польское с 1815 г. до начала Первой мировой войны
  • Первая мировая война. Независимая Польша
  • Катастрофа
  • Евреи Польши в послевоенный период
  • Отношения Польши с Израилем

Поселение евреев в Польше. Королевские привилегии.

Первыми евреями, появившимися на территории Польши в 9 в., были купцы-раданиты из Испании и Франции. В 10–11 вв. в страну часто приезжали из соседних славянских земель еврейские купцы, некоторые из них оставались надолго. Видимо, это нашло отражение в появившихся позднее легендах о евреях в Польше этого времени. В конце 11 в. в Польше поселились евреи, выходцы из Чехии (см. Чехословакия), бежавшие от преследований во время первого крестового похода (см. Крестовые походы). Гонения на евреев в Германии и других европейских странах способствовали их иммиграции в Польшу, первоначально в Силезию, где в 12–13 вв. можно было встретить евреев-землевладельцев и даже еврейские семьи, владевшие деревнями. Первое упоминание о евреях в польском источнике относится к 1150 г. В нем сообщается, что граф Петр Власт купил землю у еврея в деревне Малый Тынец. В 12–13 вв. среди польских евреев было много торговцев и чеканщиков монет (см. Нумизматика). Так, в Кракове евреи управляли монетным двором, и на монетах того времени сохранились различные надписи на иврите. В 14 в. в Польшу приехали большие группы евреев, в основном из Германии, бежавшие оттуда из-за погромов в период «Черной смерти». Польские короли, заинтересованные в развитии экономики, в создании новых городов, особенно после монгольского нашествия, приглашали переселенцев — немцев и евреев. Во многих городах, где было самоуправление, существовали еврейские общины. К 1234 г. относится первое упоминание о еврейской общине Кракова, в 1356 г. была зарегистрирована община во Львове, в 1367 г. — в Сандомире, в 1387г. — в Познани.

Правовое положение евреев Польши было определено в привилегиях князя Болеслава V Благочестивого (так называемый Калишский статут 1264 г.; см. Калиш), которые первоначально предназначались только для евреев удельного Калишского княжества. Согласно этим привилегиям евреи имели полную свободу передвижения и свободу торговли. Запрещалось притеснять еврейских купцов, требовать с них повышенную пошлину за товары, осквернять еврейские кладбища, нападать на синагоги; за нанесение раны еврею налагалось такое же наказание, как за нанесение раны шляхтичу. Конфликты между евреями были подсудны не городским судам, а только князю или его представителям. Строго наказывалось похищение еврейских детей с целью их крещения насильственного. Запрещалось обвинять евреев в убийстве христианских младенцев (см. Кровавый навет), так как «по своему закону иудеи должны вообще воздерживаться от всякой крови»; если подобное обвинение выдвигалось, его должны были подтвердить шестеро свидетелей: три христианина и три еврея.

Казимир III распространил калишские привилегии Болеслава V в расширенном виде в 1334 г. на евреев Великой Польши, в 1364 г. на евреев всей остальной Польши, а в 1367 г. на евреев ранее присоединенной Малой Польши, включавшей завоеванную Червонную Русь (см. Галиция) и часть Волыни. В этот период евреи считались в Польше «рабами казны» и в качестве таковых находились под защитой короля. Они платили натуральный и денежный налоги, несли различные повинности. Королевские привилегии давали евреям прочное общественно-политическое положение. Они пользовались свободой вероисповедания, передвижения и экономической деятельности, могли приобретать земельную собственность (только заложенные и не выкупленные имения), имели общинную автономию. Основными занятиями евреев были ссудные операции (см. Ссуда денежная). Ссуды (часто под залог недвижимости) у евреев брали представители различных слоев польского общества: короли, высокопоставленные чиновники, служители церкви, шляхтичи, мещане. Большинство заимодавцев-евреев оперировали небольшими суммами, но были и весьма состоятельные, например, банкир Левко из Кракова (умер в 1395 г.), заведовавший соляными копями и королевским монетным двором.

Католическая церковь резко выступала против поселения евреев в Польше. На церковном соборе во Вроцлаве в 1267 г. было постановлено, что евреи должны жить в особых кварталах (см. Кварталы еврейские), запираться в своих домах во время христианских процессий и постоянно носить отличительный знак (шапку особой формы). Церковь запрещала христианам есть и пить с евреями, покупать у них мясо, чтобы продавцы «коварным способом не отравили их». Но эти постановления практически не исполнялись. Пропаганду против евреев вели также городские жители, в основном выходцы из Германии, чьи экономические интересы постоянно сталкивались с еврейскими. Действия духовенства и мещан провоцировали еврейские погромы. Один из первых погромов произошел в Познани в 1399 г., поводом к нему послужило обвинение евреев в гостии осквернении; в 1407 г. произошел погром в Кракове в результате кровавого навета.