Главная JEWISH NEWS НЕ ЛОЖИСЬ С МУЖЧИНОЙ ПОДОБНО С ЖЕНЩИНОЙ
НЕ ЛОЖИСЬ С МУЖЧИНОЙ ПОДОБНО С ЖЕНЩИНОЙ PDF Печать E-mail
Добавил(а) Administrator   
05.02.12 17:55

«НЕ ЛОЖИСЬ С МУЖЧИНОЙ ПОДОБНО С ЖЕНЩИНОЙ…»

Отношение иудаизма (как и любой традиционной религии) к однополой любви до недавнего времени тема почти табуированная и потому обросшая многочисленными спекуляциями. Между тем об этом возможен серьезный разговор, что и продемонстрировала беседа с исследователем гендерной проблематики, куратором секции гебраистики и иудаики Центра ориенталистики НаУКМА им. О Прицака Виталием Черноиваненко

Виталий, что говорят об однополой любви традиционные еврейские источники? Ведь в античную эпоху иудейская традиция была едва ли не единственной противницей подобных отношений. Великий Платон, например, учил, что  подлинный эрос гомосексуален, в Риме отношения с мальчиками-рабами были вполне легитимны, а Цицерон писал любовные эпиграммы своему секретарю…
— Прежде всего, нужно иметь в виду, что гомосексуальные практики были распространены в древнем мире повсеместно, включая и Ближний Восток. «Любовное общение», как выражался Геродот, с юношами, практиковалось персами, хеттами, египтянами, жителями Месопотамии и, разумеется, греками и римлянами. Но если у греков гомосексуальность и высший эрос представляли собой неразрывные понятия, то у римлян, хотя и существовали публичные дома — лупанарии — с секциями для мужской проституции, гомосексуальность не считалась поведением, достойным мужчины-воина. Если верить Светонию, Юлий Цезарь в юности был любовником одного из царей Малой Азии, что позднее стало предметом насмешек среди его собственных солдат.

Что касается иудейской традиции, то, согласно традиционному представлению, Тора запретила гомосексуальные отношения, дабы правоверные иудеи не уподоблялись иноверцам-идолопоклонникам. Собственно, Тора конструировала иудея, который бы во всем поступал иначе, нежели окружающие этносы, для чего следовало отмежеваться от традиций и обрядов этих этносов.

Хотя, не исключается, что на практике дело могло обстоять несколько иначе. Примером тому являются гомоэротические мотивы в Танахе, например, взаимоотношения Давида и Йонатана.

На одном из израильских гей-парадов

В 1 и 2 книгах Самуила повествуется о том, как Йонатан, царский сын, полюбил псалмопевца и пастуха Давида, «желал его страстно», спас от гибели, а в итоге, после трагической кончины Йонатана, Давид воспел ему: «…ты был очень дорог для меня, любовь твоя была для меня превыше любви женской».

Кстати, в целом ряде талмудических и каббалистических источников утверждается, что первочеловек — Адам — изначально представлял собой двуполое существо. Возможно, это объясняет, почему человека влечет, как к противоположному, так и к собственному полу.

Карались ли подобные отношения у евреев в древности и как?
— Мне не известен ни один иудейский текст, в котором бы упоминалось наказание за гомосексуальное поведение. Ни Библия, ни Талмуд нигде не говорят о том, что таких-то мужеложцев взяли да и покарали согласно закону: побили камнями, например. В самом Танахе, кстати, не говорится, что Содом и Гоморра были уничтожены именно за мужеложство, а якобы запрет на гомосексуальность из книги Ваикра (Левит), который сегодня традиционно переводят как «Не ложись с мужчиной подобно с женщиной…» можно интерпретировать по-разному. Я насчитываю, по крайней мере, семь различных толкований в отношении того, кому и с кем нельзя ложиться вместе в Ваикра 18:22. Например, иудейский мыслитель I века н.э. Филон Александрийский видит в этом библейском стихе запрет группового секса, иначе говоря, запрет ложиться к женщине с другим мужчиной.

Что касается мудрецов Талмуда, то они вообще только теоретизируют насчет гомосексуальности, не приводя, равно как и Библия, ни единого случая-описания того, как кого-то наказали за ее проявление. Но вряд ли иудейская община древности просто не хотела выносить сор из избы: есть множество других прегрешений, в том числе и на сексуальной почве, за которые следовали суровые наказания, вплоть до смертных приговоров. Иудеи отличались чрезвычайной самокритичностью (это с очевидностью следует из талмудических споров), не стесняясь обсуждать «неудобные» вопросы. В целом, табуирование гомосексуальности в иудейском мире начинает набирать обороты лишь с поздней античности, для евреев это — времена Талмуда. Приблизительно в это же время аналогичные процессы имеют место и в христианской среде, где отцы церкви подвергают однополые отношения обструкции.

Изменилось ли со временем отношение традиционных общин к этому явлению? Ведь как-то же удавалось Якобу де Хаану в начале 1920-х быть министром иностранных дел Старого ортодоксального ишува в Эрец Исраэль, оставаясь автором гомоэротических стихов и прозы, и не очень скрывая собственную ориентацию…
— В еврейском мире об этом вообще более или менее активно заговорили только в 1960-х. Так, в 1968 году раввин Иммануэль Якубович писал, что «еврейский закон осуждает гомосексуальные отношения не меньше, чем другие моральные нарушения …даже если они происходят по любви и взаимному согласию». В 1974 году его позицию пересмотрел другой ортодоксальный раввин — Норман Ламм. Он полагал, что гомосексуальность неподвластна человеку, а значит нельзя осуждать гомосексуалов, им нужно сочувствовать и в то же время помогать сменить ориентацию. Эта позиция закрепилась, по сути, в современном ортодоксальном иудаизме. К толерантности по отношению к гомосексуалам призывали и другие видные раввины ортодоксального направления: Аарон Фельдман, Джонатан Сакс, Хаим Рапопорт, Шмуэль Ботеах. Последний считает, что гомосексуальность вообще не может считаться отклонением, поскольку она по своей природе инстинктивна, а инстинкт нельзя рассматривать, как отклонение. Поэтому современная ортодоксия, отдавая дань открытиям в области медицины и психологии, уже не исключает гомосексуалов из своих общин, однако выступает за «преодоление» их ориентации или призывает хотя бы воздерживаться от практики однополого секса. Иначе обстоит дело с ультраортодоксами, т. е. харедим: они остаются единственным сектором в иудаизме, абсолютно отвергающим гомосексуальность, считающим ее по-прежнему греховной и противоестественной. Что касается упомянутого Якоба де Хаана, то в связи с его ориентацией известна позиция главы иерусалимской ультраортодоксальной общины раввина Йосефа-Хаима Зонненфельда, назвавшего поведение де Хаана «малым грехом».

Виталий, как сочетается в Израиле монополия ортодоксального раввината в общественном секторе с либеральным отношением к секс-меньшинствам? Так, заключенные за рубежом однополые браки имеют силу и на территории Израиля, а с 2008-го израильские однополые семьи могут усыновлять детей (таких семей на сегодняшний день в стране более 20 тысяч).
— Израиль в этом отношении вполне демократическое государство, в отличие от соседних стран, где гомосексуала могут посадить в тюрьму или даже казнить. По сути, Израиль — единственная страна на Ближнем Востоке, где сегодня может беспрепятственно пройти гей-парад (а они проходят с 1998 года), и где дискриминация по сексуальному или гендерному признаку исключается благодаря решениям Верховного суда страны.

Многих евреев, выступающих за полное уравнение в правах представителей секс- меньшинств, коробит, когда речь заходит о религиозном освящении однополых союзов. Очевидно, что любой плюрализм (тем более религиозный) должен иметь границы. Не дискредитируют ли себя реформистские и некоторые консервативные раввины, заключая гей-браки? Повторюсь, беспокойство вызывают не сами однополые союзы, а их легитимность с точки зрения еврейского закона.
— Мне кажется, что эти раввины лишь пытаются идти в ногу со временем, искренне стараясь понять проблемы и переживания людей другой ориентации. Вы же помните, как было потрясено израильское общество после жесточайшего убийства двух подростков в Тель-Авиве на почве гомофобии летом 2009 года. Я тогда был в Израиле и прекрасно помню, как эту трагедию освещало телевидение, что говорили политики, простые израильтяне. Поэтому я полагаю, что нельзя закрывать двери перед людьми, которые просто любят несколько иначе, чем мы.
К сожалению, когда в 2006 году реформистская раввинесса Нелли Шульман провела первый в России обряд лесбийского бракосочетания, к этому никто не оказался готов. Все иудейские лидеры страны осудили этот поступок, и даже главный реформистский раввин Зиновий Коган проявил себя достаточно гомофобно и вышел из состава Объединения религиозных общин современного иудаизма в России.

А каким образом соотносится раввинское служение с нарушением запретов Торы? Реформистское течение еще в 2000 году признало право геев и лесбиянок становиться раввинами, а недавно смиху получила и первый консервативный раввин-лесбиянка 28-летняя Рэйчел Исаакс. Остались ли красные линии в сфере имплементации  иудейской традиции или фраза «Не ложись с мужчиною, как с женщиной…» (которую я понимаю все-таки буквально) более не релевантна?
— Думается, что и реформисты, и консерваторы поступили достаточно мудро, постановив, что компетенция в подобных вопросах принадлежит конкретной общине, когда учитывается мнение местного раввина и его прихожан. Поскольку раввин на Западе, как правило, не назначается, а избирается общиной и затем утверждается высшими руководящими органами того или иного движения, то выбор раввина-гея — прерогатива самой общины.

Кстати, бывший главный раввин Израиля Шломо Горен, которого никто не упрекнет в отходе от традиции, еще в 1993 году заявил, что если пара геев хочет соблюдать традиции иудаизма, к этому нет препятствий. Насколько распространен и общепринят в ортодоксальной среде подход известного раввина национально-религиозного лагеря Шломо Авинера, который признает существование проблемы религиозных геев и стоит за организацией, предлагающей этим людям пройти процесс ре-ориентации?
— Мнение Шломо Горена достаточно конструктивно, видимо, такой и должна быть позиция раввина, призывающего чтить традицию, краеугольным камнем которой является фраза из книги Ваикра: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». По поводу подхода рава Авинера повторюсь, что подобная позиция — не отвергнуть, но предложить гомосексуальным людям пройти процесс ре-ориентации — на сегодняшний день весьма популярна в лагере современной ортодоксии. Более того, некоторыми раввинами в последнее время была предложена инициатива по шидуху (сватовству) для геев и лесбиянок. С этой целью в Израиле была создана ассоциация «Анахну», которую поддержали такие известные раввины, как Хаим Друкман, Эльяким Леванон и Яаков Ариэль. Ассоциация ставит перед собой цель переженить геев и лесбиянок традиционным образом, поставив над ними хупу, чтобы их «клиенты» обрели в результате гетеросексуальные семьи и произвели детей, исполнив заповедь «плодитесь и размножайтесь». Не совсем, правда, понятно, как такие люди смогут при этом реализовывать свою гомосексуальность, если женитьба не изменит их ориентации.

С другой стороны, в Израиле и США создаются и центры иной направленности, где евреев-гомосексуалов не призывают менять ориентацию, а максимально оказывают им всяческую помощь и поддержку. Так, в 1997 году первый открытый ортодоксальный раввин-гей из США Стивен Гринберг основал Иерусалимский дом гордости и толерантности, а в 2008-м Рон Йосеф — первый израильский ортодоксальный раввин — открытый гей, создал организацию «Ход» для помощи религиозным евреям с альтернативной сексуальной идентичностью. При этом сам рав Йосеф не стремится отмежеваться от лагеря израильской ортодоксии и создать отдельное направление или секту, заявляя, что их организация «служит Богу, Торе и народу Израиля».

Беседовал Михаил Гольд