Главная JEWISH NEWS ЖЕНСКАЯ ОБЩИНА САН-НИКАНДРО
ЖЕНСКАЯ ОБЩИНА САН-НИКАНДРО PDF Печать E-mail
Добавил(а) Administrator   
05.02.12 17:29

В мире существует много общин, пришедших к иудаизму и ставших герами. Но одна из них, община южноитальянской деревушки Сан-Никандро, представляет собой уникальное явление. Все ее члены – женщины. Они исповедуют иудаизм, придерживаются законов Галахи и считают себя еврейками, несмотря на то, что никогда не проходили гиюр.

История общины началась в 1918 году, когда Донато Мандучио – житель деревни Сан-Никандро, расположенной неподалеку от города Фоджи, – попал после ранения в госпиталь. Мандучио, родившийся в 1885 году, только в 1915-м впервые покинул родную деревню, когда был призван в действующую армию. Оказавшись в госпитале, он решил научиться грамоте и, освоив алфавит, начал запоем читать. Некоторое время спустя ему в руки попался Танах, и день, когда он впервые открыл эту книгу, Мандучио до конца своей жизни праздновал как еще один день рождения. После того как он уверовал в единого Б-га, ему приснилось несколько снов.
Жители Сан-Никандро, середина 1940-х

В своем дневнике он подробно описал каждый. В одном из снов к Мандучио явился человек, предложивший ему зажечь потухший фонарь. «Но у меня нет спичек, – удивился Мандучио. – Человек протянул к нему руку – и в руке Мандучио вспыхнуло сразу несколько спичек. – Ты обязан зажечь фонарь, чтобы рассеять царящую вокруг тьму», – сказал ему пришелец.

Вернувшись после демобилизации в Сан-Никандро, Мандучио начал проповедовать веру в единого Творца, даровавшего Тору еврейскому народу. Полуграмотный итальянский крестьянин обладал, по-видимому, немалой харизмой и силой убеждения, поскольку к нему примкнули десятки его односельчан. Они построили синагогу и дословно соблюдали все, что было написано в Пятикнижии: не покидали своих жилищ в день седьмой, не зажигали в субботу огонь, а в месяце нисан приносили пасхальную жертву. Как удалось им выжить в условиях истово католической Италии, да еще при режиме дуче, остается загадкой.

В 1943 году на общину наткнулись бойцы Еврейской бригады, воевавшей в составе войск союзников. Бойцов бригады поразили итальянцы, приветствовавшие их на иврите и размахивавшие бело-голубыми флагами с вышитыми на них маген-Давидами. Один из бойцов, сержант Пинхас Лапид, сблизился с членами общины и написал впоследствии книгу «Пророк из Сан-Никандро».

Узнав от членов бригады, что в мире существуют евреи, соблюдающие, как и он, заповеди Торы, Мандучио отправил письмо главному раввину Рима Анджело Чирдотти с просьбой провести обряд гиюра для всех членов общины. Осторожный раввин посоветовал общине отложить принятие иудаизма на более подходящее время. Мандучио не отступился, продолжал писать раввину, и только после четвертого письма Чирдотти поверил, что имеет дело не с провокатором.

В августе 1946 года в Сан-Никандро состоялось специальное заседание раввинского суда, который провел обряд для 74 человек. Сразу же после гиюра Мандучио начал готовить свою общину к репатриации в Эрец Исраэль, и спустя два года 73 человека прибыли в мошав Алма, из которого расселились в мошавы и кибуцы Галилеи. Но среди них не было Мандучио – он внезапно скончался за две недели до отъезда на Землю Обетованную.

Нынешняя община Сан-Никандро состоит из последователей Мандучио, которые отказались покинуть родную деревню и не прошли обряд гиюра. Тем не менее они соблюдают почти все законы Галахи – едят только кошерную пищу, зажигают субботние свечи, соблюдают субботу, постятся в Йом Кипур, отмечают все еврейские праздники. Раз в несколько недель к ним приезжает раввин из Рима, который проводит уроки Торы.

Израильский раввин, попытавшийся разъяснить членам общины, что с точки зрения иудаизма они не являются евреями, поскольку не прошли гиюра, натолкнулся на стену непонимания. «Ты можешь говорить все, что угодно. Мы родились, как евреи, воспитывались, как евреи, и ощущаем себя евреями», – ответили ему.

Особенность общины Сан-Никандро заключается в том, что практически все ее члены – женщины. Несмотря на то, что они соблюдают все законы иудаизма, их мужья – итальянцы-христиане. В доме соблюдается уважение к обеим религиям, но есть два исключения: брачная церемония не проводится в церкви, а мальчикам не делают обрезание. Мальчики становятся христианами, а девочки наследуют веру матери и воспитываются как еврейки.

Синагога расположена на центральной улице деревни, и в пятницу вечером члены общины, надев праздничные платья, с гордостью идут в нее. Вернувшись домой, они произносят кидуш на кошерное вино и приступают к субботней трапезе, для которой, как и все еврейские хозяйки, пекут витые халы. Утренняя молитва в субботу длится четыре часа и ведется на иврите.

Вот уже пять поколений община Сан-Никандро ведет еврейский образ жизни и не собирается отказываться от него. Это, пожалуй, единственный известный случай, когда иудаизм передается от женщины к женщине, да еще в семьях, где супруги исповедуют христианство. Можно только удивляться искренней вере, сохраняющейся из поколения в поколение, и уважению к взглядам ближнего, которое вот уже многие десятилетия демонстрируют жители крохотной итальянской деревушки.

Давид Шехтер, «Алеф»