Главная JEWISH NEWS ВЕНЕЦИЯ: ОБЩИНА УМИРАЕТ, ГЕТТО ПРОЦВЕТАЕТ
ВЕНЕЦИЯ: ОБЩИНА УМИРАЕТ, ГЕТТО ПРОЦВЕТАЕТ PDF Печать E-mail
Добавил(а) Administrator   
05.02.12 17:16

Пятничное утро в венецианском гетто. Я болтаю с главным раввином города Элией Ричетти, когда звонит его мобильный телефон. «Это СМС из Gam-Gam Goodies — ХАБАДской кондитерской за углом», — говорит раввин. — Напоминают, что у них еще осталось немного шоколадной, маковой и кремовой выпечки — и есть время, чтобы забрать их до Шаббата».

Ричетти — президент Итальянской раввинской ассамблеи — демонстрирует мне еврейский книжный магазин и кошерное кафе, которые являются частью Венецианского еврейского музея, окруженного старинными синагогами гетто.

Евреи появились в Венеции в Средние века; старое еврейское кладбище на острове Лидо было основано в 1300-е годы. В этом городе — в 1516 году — был создан первый в Европе район еврейской сегрегации — на месте старого литейного цеха (ghetto — «литейная», итал.)
Местная община насчитывает 450 человек, и лишь небольшая горстка евреев живет в районе гетто. Они почти не вступают в контакт с еврейскими туристами, если не считать общения с покупателями в  своих магазинах или помощь в организации миньяна.
В центре гетто

«Налицо явный парадокс, — говорит Шауль Баси, глава Венецианского центра Международных еврейских исследований. — Еврейская община разрушается, многие либо не принимают участия в ее работе, либо ею недовольны. В то же время гетто, как городская достопримечательность, никогда не пользовалось такой популярностью».

Движение ХАБАД, появившееся в городе всего два десятилетия назад, воспользовалось ситуацией — на главной площади гетто сегодня расположены дом ХАБАДа и иешива. Плюс та самая кондитерская Gam-Gam Goodies и популярный кошерный ресторан Gam-Gam, который славится шаббатним гостеприимством, включающим бесплатные пятничные ужины для туристов. Иногда там собираются сотни людей, высыпающих на улицу с песнями и танцами.

Вместе с десятком других женщин-туристок я тем вечером зажигала свечи  в Gam-Gam. А на следующее утро побывала на службе, которую вел Ричетти в старинной испанской синагоге. Не более 15 из 80 молящихся были местными.

«ХАБАД раньше других понял, что еврейская Венеция — это не просто местная, но международная достопримечательность, — говорит Баси. — Парадокс в том, что они здесь самые ортодоксальные — и самые открытые».  Отношения между ХАБАДом и местной еврейской общиной в прежние годы были напряженными, многие обвиняли движение в попытке узурпировать власть в общине.
Спустя двадцать лет перемирие — или, по меньшей мере, модус вивенди — существует, но трения по-прежнему возникают — и в Венеции, и в киберпространстве.

Если запросить в Google jewish Venice, первым откроется веб-сайт ХАБАДа — и на нем не упоминается ни Ричетти, ни древняя испанская синагога, где регулярно проходят службы. Точно так же веб-сайт еврейской общины не замечает ХАБАД со всей его деятельностью; не упомянуто даже Gam-Gam. Зато отмечена единственная кошерная «столовая», действующая под наблюдением Ричетти.

Баси, чья семья жила в Венеции на протяжении многих поколений, надеется, что его Центр укрепит еврейскую общину, обогатив еврейскую традицию города культурным и интеллектуальным вкладом из-за рубежа. Правда, совершенно неясно, насколько реально достижение этой гармонии, учитывая демографический упадок местной общины и засилье туристов.

Рут Эллен Грубер, JTA