Главная JEWISH NEWS АНТИСЕМИТИЗМ-2010. СМЕШАННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
АНТИСЕМИТИЗМ-2010. СМЕШАННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ PDF Печать E-mail
Добавил(а) Administrator   
05.02.12 17:12

Преступления на почве антисемитизма

По предварительным данным, в уходящем году, впервые за много лет, в Украине не было зафиксировано ни одного бесспорного случая насилия на почве антисемитизма. Хотя относительно нескольких преступлений (в том числе — двух убийств) в прессе высказывались подобные предположения, при ближайшем рассмотрении антисемитский мотив не находил подтверждения.
Год без антисемитского насилия стал логичным завершением тенденции к снижению количества идеологически мотивированных нападений на евреев, фиксировавшейся в последние годы. Так, в 2009 г. был зарегистрирован один случай антисемитского насилия, в 2008 г. от рук антисемитов пострадало пять человек, в 2007 г. — восемь, в 2006-м — девять.

Более распространенная форма криминального антисемитизма в Украине, как и на всем постсоветском пространстве, — антисемитский вандализм. Речь идет об антисемитских граффити на зданиях еврейских организаций, иногда — битье в них стекол, осквернение кладбищ и мемориалов памяти жертв Холокоста.

Пока в текущем году в стране было отмечено 9 подобных актов вандализма, что значительно меньше, чем в предыдущие годы. Так, в 2009 г., по данным нашего мониторинга, в стране было зафиксировано 19 случаев антисемитского вандализма (к вандализму относятся также случаи поджогов — их в 2009 году было два), в 2008 г. — 13, в 2007 г. — 20, в 2006-м — 21.
Оскверненный монумент Скорбящей матери, Полтава

Похоже, что спад антисемитской активности в этой сфере в 2008 г. был вызван несколькими неожиданно строгими приговорами (включая несколько лет лишения свободы), вынесенными в самом начале года в отношении вандалов. До этого (как, к сожалению, и в последние два года) преступники, совершавшие подобные действия, практически всегда оставались безнаказанными либо отделывались символическим наказанием.

В 2009 г., впервые за многие годы, имела место попытка антисемитского террористического акта (самодельное взрывное устройство в здании Волынского еврейского общинного центра в Луцке). К счастью, в 2010-м подобных инцидентов зафиксировано не было.

Антисемитская пропаганда

В сфере антисемитской пропаганды продолжается спад, начавшийся более трех лет назад. В 2009 году, по подсчетам Владимира Миндлина, осуществляющего мониторинг пропаганды антисемитизма в печатных СМИ для Ваада Украины, в центральной прессе было опубликовано 46 антисемитских статей.

Безусловно, мониторинг охватывает далеко не все издания, поскольку уследить за огромным количеством украинских газет (например, региональных, партийных, религиозных, а также агитационных в период выборов и т.п.) невозможно. Поэтому вряд ли его результаты стоит интерпретировать как точное количество антисемитских статей, опубликованных в украинских СМИ за отчетный период. Тем не менее в течение 2008 г. было опубликовано 54 антисемитских материала, в то время как в 2007-м — 542, а в 2006-м свет увидели 676 антисемитских публикаций.  
В самом начале 2000-х годов антисемитские материалы выходили в основном в маргинальных изданиях; речь шла о ежемесячных ультранационалистических газетах тиражом около тысячи экземпляров. С весны 2002 г. начинается новый этап, характеризующийся резким увеличением масштабов антисемитской пропаганды. Колоссальный рост количества антисемитских публикаций в 2002-2006 гг. был вызван активной деятельностью Межрегиональной академии управления персоналом (МАУП). В изданиях МАУП публиковалось до 90% от общего количества антисемитских материалов в печатных СМИ. В 2002–2005 гг. количество антисемитских материалов каждый год увеличивалось в 1,5-2 раза, на первый план вышли издания с тиражами в десятки или даже сотни тысяч экземпляров. В 2007 г., впервые за пять лет, было зафиксировано уменьшение объема антисемитской пропаганды, причем анализ показывает особенно резкий спад с осени 2007-го (который продолжается до сих пор).  

Как раз осенью 2007 г. в силу ряда причин Академия свернула антисемитскую кампанию так же резко, как и начала ее.

В контексте вопроса об антисемитской пропаганде упомянем, что в 2009 г. Национальная экспертная комиссия по вопросам морали запретила распространение в Украине некоторых антисемитских и нацистских книг (ранее Комиссия не проявляла активности в этой области), а СБУ (впервые, насколько известно) передала в прокуратуру материалы для возбуждения уголовного дела по факту распространения антисемитской пропаганды в Интернете (впрочем, дело до суда так и не дошло).  
Очевидно, что именно Интернет все больше становится площадкой для свободного выражения антисемитских взглядов. Впрочем, и в реальной жизни антисемитские высказывания (такие, как допускал Сергей Ратушняк), агитация (например, листовки, обвиняющие евреев в организации Голодомора, раздававшиеся прямо во время мемориальных мероприятий в ноябре) или символические действия (вроде сожжения флага Израиля во время неонацистского митинга, посвященного гайдамаччине) остаются безнаказанными. Смена власти в стране, вызвавшая перестановки в руководстве правоохранительных органов, никак положительно не повлияла (чего ожидали некоторые оптимистично настроенные представители еврейской общины) на отсутствие последовательных и системных действий, направленных на пресечение антисемитской пропаганды.

Реакция на инцидент с «Флотилией свободы»

Некоторый всплеск антиизраильской (переходящей в антисемитскую) пропаганды был вызван в 2010 г. инцидентом, произошедшим в ночь на 31 мая у берегов Газы. Напомню, что тогда израильские военные остановили в Средиземном море несколько судов под турецким флагом, следовавших в контролируемый радикальным движением ХАМАС сектор Газа. Задержание судов израильским спецназом, сопровождавшееся нападениями пассажиров флагмана «флотилии», корабля «Мави Мармара», привело к человеческим жертвам (9 погибших, свыше 30 раненых среди пассажиров, 15 раненых солдат ЦАХАЛа).

Негативные для Израиля и еврейской общины последствия инцидента с «Флотилией свободы» в Украине оказались значительно слабее, нежели во многих странах как Запада, так и Востока. Официальная реакция украинского внешнеполитического ведомства была достаточно сдержанной. В официальном комментарии, выдержанном в нейтральном тоне, который был обнародован уже 31 мая, МИД Украины выразил обеспокоенность произошедшим и призвал к «тщательному и всестороннему расследованию обстоятельств инцидента». Кроме того, украинский МИД выразил «искренние соболезнования семьям и близким погибших» и пожелал выздоровления раненым.
Уполномоченный по правам человека в Украине Нина Карпачева (представительница правящей Партии регионов) выразила возмущение действиями Израиля, отметив, что, по ее мнению, они противоречили нормам международного права, в том числе Конвенции ООН по морскому праву. Украинская омбудсвумен назвала действия Израиля «актом морского терроризма», продемонстрировавшим грубое пренебрежение фундаментальными правами человека, прежде всего правом на жизнь.

С осуждением Израиля выступили практически все украинские мусульманские организации, а также крымскотатарские национальные структуры. Представительский орган крымскотатарского народа, Милли Меджлис, принял 1 июня на экстренном заседании заявление, осуждающее действия израильских военных, а также призывающее международное сообщество привлечь к уголовной ответственности лиц, виновных в убийстве активистов движения за мир, пытавшихся прорвать израильскую блокаду Газы. Кроме того, Меджлис призывал Совет Безопасности ООН и другие международные институции «гарантировать скорейшее прекращение блокады сектора Газа со стороны Израиля». Необходимо отметить, что во время операции «Литой свинец» реакция Меджлиса была гораздо более сдержанной — тогда, по сути, ответственность за кровопролитие руководство крымских татар возложило на террористическое движение ХАМАС. По всей видимости, острота реакции именно на инцидент у берегов Газы объясняется тесным сотрудничеством Меджлиса и Турции.

С осуждающими Израиль заявлениями выступили и другие крымскотатарские организации, в частности, «Бизим Къырым». 1-2 июня в Киеве, Харькове, Симферополе прошли антиизраильские митинги, собравшие от 50 (в Харькове) до 200 (в Киеве) человек, в основном — представителей турецкой и арабской диаспор, а также крымских татар (в Симферополе), поддержанных немногочисленными представителями леворадикальных группировок. Необходимо отметить, что в целом правозащитное сообщество отказалось солидаризоваться с организаторами флотилии и дистанцировалось от заявлений и акций в их поддержку. Показательна в этом смысле дискуссия, произошедшая в рамках крупнейшей электронной рассылки «Права человека в Украине», — по сути, только один активный участник высказался в поддержку исламистов при явном неодобрении как большинства подписчиков, так и администрации рассылки.

Антисемитизм в политической риторике

К сожалению, в 2009-2010 гг. антисемитизм стал заметной частью общественно-политической жизни страны, поскольку активно использовался в ходе избирательных кампаний (подробнее см. «Евреи и «евреи» в контексте украинских выборов», «Хадашот», февраль 2010).   

В кампании по выборам президента принимали участие два кандидата, известные антисемитскими взглядами — мэр Ужгорода Сергей Ратушняк и лидер Всеукраинского объединения «Свобода» Олег Тягнибок, причем, если Тягнибок в последние годы отказался от радикальной риторики, то Ратушняк сделал антисемитизм лейтмотивом своей избирательной кампании. В ходе первого тура выборов Тягнибок получил 1,43% голосов избирателей, Ратушняк — 0,12%. Следует также отметить, что по факту антисемитских высказываний в ходе кампании в отношении Ратушняка было возбуждено уголовное дело по ст. 161 Уголовного кодекса («Разжигание межнациональной розни»), однако сразу после завершения выборов его закрыли «за отсутствием состава преступления».

Однако особый размах антисемитской пропаганде в ходе выборов обеспечило не столько участие откровенных антисемитов, сколько попытки использования антисемитизма для дискредитации других кандидатов мнимым еврейским происхождением. Перед первым туром наиболее активно подобные технологии «черного пиара» применялись против Арсения Яценюка, перед вторым — против Юлии Тимошенко.

31 октября 2010 г. по всей Украине прошли выборы в местные советы, а также председателей городских госадминистраций (мэров). Выборы были проведены в обстановке жесткого административного давления и отсутствия равенства доступа кандидатов к СМИ.  

Значительного успеха на выборах добилось ультранационалистическое Всеукраинское объединение «Свобода», завоевав в западных областях, в первую очередь во Львовской, Тернопольской, Ивано-Франковской, до 30% голосов избирателей. Аналитики указывают, что средний результат «Свободы» по стране позволяет ей рассчитывать на преодоление электорального барьера на следующих выборах в Верховную Раду. На последних (досрочных) выборах в украинский парламент в 2007 г. «Свобода» получила всего 0,76% голосов избирателей, а в 2006 г. за нее проголосовало 0,36%.
Антисемитская риторика в октябре 2010 г. фиксировалась в ряде городов и в ходе выборов мэров. В частности, антисемитские заявления были зафиксированы в Одессе со стороны победившего кандидата Алексея Костусева (Партия регионов) и членов его избирательного штаба в адрес бывшего мэра Эдуарда Гурвица («Фронт перемен»), а также в Харькове в адрес представителя Партии регионов Геннадия Кернеса (что не помешало последнему победить).

Следует отметить, что во многих городах, где евреи боролись за пост мэра, в том числе там, где в ходе предыдущих выборов фиксировались попытки использовать антисемитскую риторику, в 2010 г. ничего подобного замечено не было. В Виннице, например, борьбу за пост градоначальника снова выиграл представитель партии «Совесть Украины» Владимир Гройсман, завоевав почти 77% голосов горожан. Кандидат от Партии регионов Владимир Сальдо, еврей по этническому происхождению, победил в избирательной кампании в Херсоне, где ранее против него активно использовалась антисемитская риторика.

Отметим также, что известный своим антисемитизмом Сергей Ратушняк проиграл борьбу за кресло ужгородского градоначальника, однако набрал почти 30% голосов избирателей, принявших участие в выборах.

*  *  *

Таким образом, ситуация в Украине в уходящем году характеризуется как положительными, так и отрицательными тенденциями. С одной стороны, фиксируется уменьшение количества антисемитских преступлений (нападений и вандализма); с другой — антисемитизм значительно более активно, чем раньше, используется в политической борьбе, в результате чего легитимируется его присутствие в публичном дискурсе.

Вячеслав Лихачев