Раввин Гершом Сизому из Уганды выдвинул свою кандидатуру на выборах в парламент страны. В случае успеха в феврале 2011 года он станет первым евреем, избранным в местный парламент и первым раввином-депутатом за пределами Израиля.
|
История местной «еврейской» общины (уместны ли в данном случае кавычки — решите сами) крайне любопытна. Основал ее вождь по имени Семей Какунгулу. Вначале он помогал британцам колонизовать Уганду, но в 1919 году взбунтовался против христианских миссионеров и объявил, что, тщательно изучив и сопоставив Ветхий и Новый Заветы, уверовал в Ветхий. Итак, 59-летний Какунгулу заявил на местном языке луганда: «Отныне мы — «абаюдайя» (иудеи)».
Семья Какунгулу и все мужчины его общины сделали обрезание. Вождь постановил, что община будет соблюдать кашрут, считать священным днем шаббат и жить по еврейским законам. К 1920 году обрезание было сделано трем тысячам мужчин. К 1926-му общая численность общины составляла восемь тысяч человек. В том же году к ним случайно забрел торговец из Иерусалима, проживший среди абаюдайя полгода и научивший их древнееврейскому языку.
|
В 1928 году Семей Какунгулу умер, и роль духовного лидера перешла к Самсону — деду Гершома Сизому. Затем ее унаследовал Йонадав, отец Гершома, скончавшийся в 1995 году. После смерти Какунгулу христианские миссионеры активно взялись за обращение молодых членов общины, и к 1960-му в поселке абаюдайя насчитывалось всего тысяча человек. Однако в 1960-е годы «рав» Самсон наладил взаимоотношения с израильским посольством в Кампале, секретарь которого часто посещал поселок, доставляя молитвенники, экземпляры ТАНАХа и учебники иврита. Но в 1971-м, когда к власти пришел диктатор Иди Амин, связи оборвались. Власти выслали из Уганды всех израильтян и запретили отправлять обряды иудаизма, передав все синагоги «для нужд общества». Раввин Сизому, который тогда был маленьким мальчиком, с ужасом вспоминает это время. На его глазах отца схватили солдаты, жестоко избили и пытали лишь за то, что он осмелился построить сукку. В 1979 году, как раз накануне Песаха, диктатора свергли. «О, как мы были счастливы, — вспоминает Сизому, — мы пели и танцевали, взявшись за руки. Это был настоящий праздник свободы». Нынешние абаюдайя — те, кто после 1971 года принял решение исповедовать иудаизм тайно, а также их дети и внуки. Основной доход община получает от продажи музыкальной продукции, а также кип и талитов, сотканных вручную. Лидер общины — Дж. Дж. Кеки — стал первым в Уганде евреем — председателем округа. Эта должность предполагает ответственность за 25 000 жителей, контроль над полицией и даже армейскими частями. Что касается Сизому, то, отучившись в США, он получил смиху консервативного раввина и вернулся на родину, где стал работать на благо соплеменников. Так, благодаря ему, в 2003 году 300 абаюдайя официально перешли в иудаизм, в стране сегодня действует 5 синагог. Правда, государство Израиль и ортодоксальные раввины диаспоры пока не признают абаюдайя евреями, но, как говорится, процесс пошел. По материалам JTA, The Jerusalem Post и Booknik.ru
|