Главная JEWISH NEWS ИЗРАИЛЬ: ОДНО ГОСУДАРСТВО ДЛЯ ДВУХ НАРОДОВ?
ИЗРАИЛЬ: ОДНО ГОСУДАРСТВО ДЛЯ ДВУХ НАРОДОВ? PDF Печать E-mail
Добавил(а) Administrator   
05.02.12 17:03

Еще полгода назад казалось, что идея раздела Эрец Исраэль на два государства — еврейское (Израиль) и арабское (Палестина) остается главным проектом урегулирования ближневосточного конфликта. Тот факт, что идея раздела, сформулированная еще в решении ООН 1947 года, была незамедлительно отвергнута арабами, никого не смущал. Не смущало сторонников раздела и то, что продолжающиеся почти два десятилетия (с момента подписания Норвежских соглашений) попытки добиться на основе этой идеи мирного урегулирования не привели ни к чему, кроме новых вспышек насилия, жертвами которых стали тысячи евреев и арабов.

Результаты одностороннего вывода израильских войск из сектора Газа наглядно показали, что от создания палестинского государства можно ожидать чего угодно, но только не мирного решения конфликта.

Террористическое мини-государство, созданное ХАМАСом в Газе, явно не способствует популяризации идеи государственной независимости палестинских арабов.

На этом фоне, а также ввиду необратимости демографических изменений, произошедших в Иудее и Самарии (на Западном берегу) в результате еврейской поселенческой активности, стали раздаваться голоса, призывающие к отказу от идеи раздела страны на два государства.

И предлагающие поставить на повестку дня, казалось бы, давно забытую идею двунационального государства на всей территории Эрец Исраэль.

Когда-то, еще в период британского владычества, ее активно поддерживали палестинские коммунисты (и евреи, и арабы), а также значительно более влиятельные радикально-левые социалисты-сионисты, на печатном органе которых — газете «Аль а-Мишмар» — вплоть до 1990-х годов на месте привычного лозунга «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» стояло: «За сионизм, за социализм, за дружбу народов!».

Но коммунисты не пользуются в современном израильском обществе сколь-нибудь заметным влиянием, а «Аль а-Мишмар», как и издававшей эту газету партии, больше нет и, казалось, лозунг единого государства стал достоянием прошлого.

Плакат партии МАПАМ для "арабской улицы", 1950-е

Однако за последние полгода ситуация изменилась. О едином государстве на территории Эрец Исраэль как о новом бренде, идущем на смену нереализуемому проекту создания независимого арабского государства, заговорили сначала еврейские левые радикалы, потом часть палестинских лидеров и, наконец, идеологи израильского правого лагеря. У многих вызвало шок присоединение к этой идее Моше Аренса, в прошлом одного из лидеров партии «Ликуд», занимавшего в начале 1990-х пост министра обороны в правительстве Ицхака Шамира — самом правом правительстве, когда-либо существовавшем в Израиле. Недавно Аренс опубликовал в газете «Гаарец» статью под названием «Израильское гражданство — палестинцам».

В отличие от левых радикалов он не считает, что в случае предоставления гражданства палестинским арабам, проживающим в Иудее и Самарии, Израиль перестанет быть еврейским государством. «В Израиле уже есть национальные меньшинства, — пишет Моше Аренс, — мусульмане, христиане, друзы и черкесы. Друзы и черкесы служат  образцом успешной интеграции в общество, главным образом благодаря их службе в ЦАХАЛе. Многие граждане-христиане постепенно интегрируются в израильское общество без какой-либо помощи со стороны правительства. А вот мусульманское меньшинство, составляющее 17% населения, пока не ощущает себя в Израиле как в собственном доме и еще далеко от получения в нем равных возможностей. Значительная часть вины за это лежит на совести правительств Израиля на протяжении всей его истории…

Помимо этого, в создавшейся ситуации виновны крикливые израильские арабские политики, чуть ли не каждый день обрушивающиеся с нападками на Израиль и заглушающие своими криками молчащее мусульманское большинство. Они тоже несут ответственность за существующую ситуацию, требующую немедленного исправления».

Аренс отдает себе отчет в том, что увеличение доли арабов-мусульман (которых в Иудее и Самарии более полутора миллионов) среди граждан Израиля не может не усилить существующих проблем. Однако неизбежные проблемы не кажутся этому правому израильскому политику старой школы причиной для отказа от идеи аннексии: «Станет ли мусульманское меньшинство, составляющее 30% населения, вызовом, с которым израильское общество не сможет справиться? Это вопрос, который все израильтяне — как евреи, так и арабы — должны всерьез обдумать».

Сам Моше Аренс склонен считать, что аннексия Иудеи и Самарии с предоставлением израильского гражданства проживающим на этих территориях арабам может стать основой для урегулирования конфликта,  не став при этом концом государства Израиль, и «не приведет к ликвидации израильской демократии».

Экс-министр, правда, имеет в виду не двунациональное государство, а еврейское государство со значительным мусульманским меньшинством. В этом он, безусловно, резко отличается от израильских левых радикалов и палестинских лидеров, говорящих о двунациональном, арабо-еврейском или еврейско-арабском государстве, в духе коммунистов и радикально-левых сионистов времен британского мандата. Однако суть его предложения остается той же: между Средиземным морем и рекой Иордан будет существовать одно государство, все жители которого получат гражданство этого государства.

Превращение сектора Газа в управляемый исламскими экстремистами анклав, в котором не осталось еврейского (да, практически, и христианского) населения, сделало неактуальным распространение израильского суверенитета на этот район Эрец Исраэль и одновременно вдвое сократило число потенциальных новых израильских граждан-мусульман. В сложившейся ситуации при  аннексии Иудеи и Самарии евреи все равно останутся устойчивым большинством в  государстве Израиль.

Необходимо подчеркнуть четкое разделение нееврейского населения страны на группы, степень интегрированности которых в израильское общество различна. В этой связи следует помнить, что в Иудее и Самарии существует заметно сократившееся с момента создания ПА за счет эмиграции, но все еще значительное христианское меньшинство. На основании опыта интеграции христиан в израильское общество в пределах «зеленой черты» можно предполагать, что в случае предоставления израильского гражданства христианам Западного берега их интеграция будет значительно проще, чем интеграция их соседей-мусульман, поскольку государство Израиль выступает в роли гаранта защиты прав христианского меньшинства от наступления исламского экстремизма.
Присоединение Моше Аренса к разношерстному лагерю сторонников старо-новой идеи единого государства на территории Эрец Исраэль подлило масла в огонь разгоревшейся полемики. Противники этой идеи (левые и правые центристы) видят в ней угрозу существованию Израиля как еврейского государства, выражая характерное для значительной части общества стремление максимально отгородиться от арабов, пусть даже ценой уступки территорий, которые воспринимаются евреями как исконно еврейские.

В этом смысле показателен один из нередко раздающихся в адрес правых сторонников единого государства упреков, согласно которому мессиански настроенные поселенцы больше ценят Эрец Исраэль, чем государство Израиль, и готовы пожертвовать независимым еврейским государством ради гарантии права евреев жить повсеместно на территории исторической Эрец Исраэль. Нельзя не признать, что еврейские поселенцы Иудеи и Самарии, проживающие в тесном соседстве с арабским населением, в заметно большей степени, чем «средний израильтянин» из Тель-Авива, осознают, что, несмотря на все достижения израильской технологии и демократии, Израиль расположен на Ближнем Востоке, и региональная интеграция еврейского государства, подразумевающая понимание того, что арабы не просто «двоюродные братья», но и соседи евреев, контакты с которыми неизбежны, жизненно важна.   

В качестве иллюстрации упомянем недавнюю инициативу совета Эфраты, крупного еврейского поселения, расположенного к югу от Иерусалима, у дороги из Вифлеема в Хеврон. Местные власти приняли решение о преподавании арабского языка во всех школах поселения, начиная с начальных классов. В качестве преподавателей разговорного арабского власти Эфраты попытались пригласить учителей из окрестных арабских населенных пунктов. «Важно, чтобы дети овладели этим языком, в том числе, учитывая реалии географического региона, в котором мы живем, — заявил мэр Эфраты Одед Равиви. — Мы напрямую контактировали с главами соседних деревень, но, к сожалению, они не взялись помочь нам. Они, правда, обрадовались и приветствовали нашу инициативу, но боялись сотрудничать с нами открыто».  

Несмотря на неудачу, местный совет Эфраты обратился с предложением работы к арабским учителям через популярный арабский израильский еженедельник «Куль аль-араб» и даже через интернет-сайт телеканала «Аль-Джазира». Эти публикации вызвали бурную полемику в арабской среде, но нет сомнения, что учителя арабского для школ Эфраты будут найдены.

Уместно напомнить, что официально арабский является вторым государственным языком Израиля, но в большинстве еврейских школ не уделяют его преподаванию серьезного внимания, а часто вообще не преподают арабский язык. Это вполне соответствует тенденции максимально «отгородиться от арабов». Объясняя отклонение местных властей Эфраты от этой негласно установившейся в Израиле нормы, Одед Равиви сказал: «Одним из идеалов основателей Эфраты было стремление к сосуществованию с арабскими соседями. У нашего поселения до сих пор нет забора, внутри Эфраты есть земельные участки, которые обрабатывают арабы, есть взаимопомощь в сфере медицинского обслуживания и даже склады одежды «секонд хенд», которым пользуются арабы. Теперь надо убрать языковой барьер».

Владимир (Велвл) Чернин, Институт Ближнего Востока