Главная JEWISH NEWS MOISHE HOUSE. ТЕПЕРЬ И В КИЕВЕ
MOISHE HOUSE. ТЕПЕРЬ И В КИЕВЕ PDF Печать E-mail
Добавил(а) Administrator   
05.02.12 16:57

MOISHE HOUSE. ТЕПЕРЬ И В КИЕВЕ

Приживется ли в Украине международный формат
«еврейского квартирника»?

Нынешнее 1 сентября ознаменовало не только начало очередного учебного года, но и старт нового еврейского проекта в общинной жизни столицы. В центре Киева открылся Moishe House — явление, которое может стать резонансным и катализировать ту самую «инициативу снизу», с которой начиналось легальное еврейское движение в конце 1980-х.

Moishe House — этакий еврейский квартирник, типичный продукт западной хипповской субкультуры, удачно вписавшийся в еврейский молодежный формат. Первый подобный проект появился несколько лет назад в Калифорнии, а сегодня House’ы расползлись по всему миру: от Йоханнесбурга и Пекина(!) до Варшавы и Мехико. Стоит отметить, что киевский Moishe House — не первый на русскоязычном пространстве, «украинцев» чуть опередили «молдаване», запустив аналогичный проект в Кишиневе. Идея «квартирника» проста, как дважды два. Три-четыре человека арендуют (при частичной поддержке спонсоров) просторные апартаменты в центре города и переезжают туда жить.

Несколько раз в месяц у них дома собирается молодежь, объединенная тематической вечеринкой, еврейским праздником или просто дружеской посиделкой. Обязательное условие — постояльцы Moishe House должны быть активными, харизматичными (а не казенными) лидерами. Степень «еврейскости» и программа мероприятий каждого отдельного «дома» формируется, главным образом, его посетителями. Согласно идеологии Moishe House, одинаково легитимны как филиалы, где строго соблюдаются шаббат и кашрут, так и полностью светские «точки».

Единственное требование к последним — отсутствие элементов, оскорбляющих тех, кто ведет более религиозный образ жизни, в частности, свинины на столе. Киевский проект избрал для себя вполне оправданный плюралистичный подход, при котором посетители с разным религиозным бэкграундом чувствуют себя в своей тарелке (а если «тарелка» кошерная — то со своей едой).

О содержательном наполнении столичного Moishe House говорить еще рано. Впрочем, в течение первого месяца «квартирник» организовал и бейт-мидраш на благодарную тему «Место женщины в иудаизме», и посиделку в формате традиционного литературного салона, что позволяет с осторожным оптимизмом говорить о формировании киевской еврейской интеллектуальной «тусовки», доступной для широких масс (не в упрек академическим программам НаУКМА).

Что ж, судя по растущему интересу к Moishe House среди еврейской молодежи, проект обещает быть успешным. За кажущейся простотой «квартирного» формата скрывается нечто большее, чем очередной канал взаимодействия с молодой аудиторией. Регулярные встречи дома (а для организаторов Moishe House это действительно — Дом) невольно заставляют задуматься о давно забытом ощущении. Ощущении, когда тебе не все равно. Только у таких проектов есть реальный шанс выжить и выделиться на фоне многочисленных безликих инициатив, навязанных молодежи «профессиональными евреями».

Роман Гольд