Австралия PDF Печать E-mail
Добавил(а) Administrator   
30.01.12 00:55

АВСТРА́ЛИЯ (Австралийский Союз), государство в Южном полушарии, расположенное на Австралийском материке, острове Тасмания и других островах. Входит в состав Британского Содружества. Среди первых поселенцев, прибывших в 1788 г. в залив Ботани (Новый Южный Уэльс), было не менее четырех евреев-каторжников. Первый миньян и первая хевра каддиша появились в 1817 г., когда в колонии насчитывалось двадцать евреев. В 1828 г. в Новом Южном Уэльсе жили приблизительно сто евреев, а на острове Тасмания — пятьдесят. В 1830-х гг. еврейская иммиграция увеличилась, в основном за счет евреев, прибывавших из Англии. В 1828 г. в Сиднее по инициативе торговца Ф. Дж. Кохена (1802–64) в субботу и по еврейским праздникам в его доме начали проводиться богослужения, была организована выпечка маццы. В 1832 г. в городе возникла община, которую возглавил Дж. Б. Монтефиоре (1803–93), двоюродный брат сэра М. Монтефиоре. В 1837 г. в Сиднее образовалось еврейское благотворительное общество, а в арендованном здании была открыта синагога, просуществовавшая до 1840 г. Синагога в специально построенном здании была открыта в 1844 г. С 1840-х гг. евреи стали селиться на территории других австралийских колоний: в Тасмании, Хобарте (1844); в Виктории: Мельбурн (1841), Лонсестон (1846); в Южной Австралии: Аделаида (1848). В 1841 г. в стране жили 1183 еврея, в 1968 г. — около семидесяти тысяч евреев, в 2002 г. еврейское население оценивалось в сто двадцать тысяч человек.



Рост еврейского населения Австралии
в 1841–2002 гг.


год Еврейское население Процент ко всему населению
1841 1 183 0,57
1851 1 887 0,47
1861 5 486 0,48
1871 6 946 0,42
1881 9 125 0,41
1901 15 239 0,40
1911 17 287 0,38
1921 21 615 0,40
1933 23 553 0,36
1947 32 019 0,42
1954 48 436 0,56
1961 59 329 0,57
1968 70 000* 0,57
1973 72 000* 0,55
1995 105 000* 0,54
2002 120 000*
* — Оценочные данные




Еврейское население Австралии стало увеличиваться после открытия залежей золота в колонии Виктория, во время «золотой лихорадки» в 1851–61 гг. В эти годы появился ряд небольших еврейских общин в Годлберне, Майтленде, Бендиго, Джилонге, Тувумбе. Евреи — иммигранты из Англии, Германии, селились в небольших населенных пунктах. Среди них было много мелких торговцев, ремесленников. К концу 19 в. экономическое положение многих из них существенно улучшилось, они переезжали в большие города: Сидней (в 1900 г. — 5207 евреев), Мельбурн. Становились владельцами магазинов, гостиниц. Большую роль в развитии хозяйства Австралии, создании целых отраслей промышленности сыграли Дж. Б. Монтефиоре, основатель Австралийского банка, владелец одной из крупнейших в стране овцеводческих ферм и крупного торгового дома; Н. Леви; К. Дэвис, зажиточный купец, основатель поселений Карридейль и Бойнеп.

Во всех австралийских колониях евреи обладали всей полнотой гражданских прав, они часто избирались на разные общественные должности: сэр Б. Бенджамин (1836–1905) был мэром Мельбурна в 1887–89 гг., Дж. Монаш занимал многие ответственные посты в армии, сфере науки и образования; Ж. Е. Саламон (1835–1909) был генеральным прокурором Нового Южного Уэльса; сэр Д. Леви являлся председателем палаты представителей; В. Л. Соломон был премьер-министром правительства Южной Австралии; сэр А. Михаэлис (1889–1975) избирался председателем парламента Виктории; сэр А. А. Айзекс был первым уроженцем Австралии, назначенным генерал-губернатором этой страны.

Разбросанность еврейского населения по всей территории материка, отдаленность от мировых еврейских центров, меньшее число женщин по сравнению с числом мужчин (в 1881 г. на каждые сто евреев приходилось семьдесят восемь евреек) приводили к ассимиляции, к большому числу смешанных браков.

К концу 19 в. еврейские общины смогли создать широкую сеть религиозных и просветительных учреждений: синагоги, школы, благотворительные заведения. Правительство Австралии оказывало им финансовую помощь. В развитии различных форм еврейской жизни большую роль сыграли иммигранты из Восточной Европы, которые стали приезжать в страну после волны погромов в России в 1881 г. В феврале 1900 г. в городе Перт была образована первая сионистская группа (с 1913 г. Сионистское общество Западной Австралии). Вскоре были основаны Сионистская лига Нового Южного Уэльса (Сидней, январь 1901 г.) и Сионистская лига Виктории (Мельбурн, март 1902 г.). В 1911 г. представитель австралийских сионистов впервые участвовал в работе очередного сионистского конгресса. В составе австралийской армии евреи сражались на фронтах Первой мировой войны. Сэр Дж. Монаш командовал австралийскими войсками во Франции.

Большое количество европейских евреев приехали в Австралию после прихода А. Гитлера к власти в Германии в 1933 г. На Эвианской конференции представитель правительства Австралии заявил, что его страна готова принять пятнадцать тысяч жертв нацистских преследований. Начало Второй мировой войны воспрепятствовало осуществлению этого плана. Однако в 1935–39 гг. в Австралию все же въехали семь тысяч беженцев из Европы, в подавляющем большинстве евреи.

Иммиграция из Восточной Европы в конце 19 в. и из Германии в 30-е гг. 20 в. влила свежую струю духовных сил в еврейство Австралии и пробудила его национальное самосознание. Были созданы еврейские комитеты штатов, которые объединились в Исполнительный совет австралийского еврейства (1944). Он активно содействовал развитию еврейского образования, сионистского движения и еврейской иммиграции в Австралию, а также участвовал в борьбе против антисемитизма. В 1950-х гг. Исполнительный совет добился поддержки правительства Австралии в борьбе за права евреев СССР.

В 1970-х гг. – начале 2000-х гг. численность еврейского населения Австралии постепенно увеличивалась, как за счет естественного прироста, так и за счет притока иммигрантов из Советского Союза и стран, образовавшихся после его распада, а также из Южно-Африканской Республики. В ходе проведенной в 1986 г. переписи населения свыше 60 тыс. человек заявили, что они евреи по вероисповеданию, в том числе в штате Виктория — 32 387 человек, в Новом Южном Уэльсе — 28 236, в Западной Австралии — 3919, в Квинсленде — 2632 человека, в Южной Австралии — 1144, в Тасмании — 161 человек, в Северных Территориях — 110, в столичном округе — 502 человека. Учитывая, что около 25% австралийцев не ответили на вопрос о конфессиональной принадлежности, общую численность еврейского населения страны на момент проведения переписи следует оценить в 85–86 тыс. человек.

По сведениям еврейского благотворительного общества Мельбурна, в ноябре 1988 г. в штате Виктория жили 41 276 евреев, в ноябре 1992 г. — 45 590, то есть почти на 10% больше. Согласно опубликованным данным переписи 1991 г., на Тасмании 194 человека назвали себя евреями (на 21,3% больше, чем в 1986 г.), в столичном округе — 512 человек (на 2,2% больше). С учетом этой информации численность еврейского населения Австралии в 1995 г. оценивалась в 105 тыс. человек (0,54% всего населения). Почти все евреи страны живут в семи городах: Мельбурне (около пятидесяти тысяч человек), Сиднее (около тридцати пяти тысяч), Перте (4,2 тыс.), Брисбене (1,5 тыс.), Аделаиде (1,25 тыс.), Гоулд Коусте (одна тысяча), Канберре (пятьсот человек). Так, в 1991–96 гг. около 54% эмигрантов из стран СНГ и Балтии жили в Мельбурне, 45% — в Сиднее.

Большинство австралийских евреев принадлежит к зажиточным слоям среднего класса; это в основном торговцы, предприниматели, адвокаты, врачи; ученых, деятелей искусства, политиков среди евреев Австралии сравнительно мало. Многие еврейские бизнесмены и финансисты владеют крупными состояниями и играют немалую роль в хозяйстве страны. Их число заметно увеличилось в период экономического подъема 1983–90 гг.; в это время в списке двести наиболее богатых людей Австралии неизменно фигурировало около пятидесяти евреев, в том числе семья Сморгон (сталелитейные заводы), сэр П. Абелес (авиалинии), Ш. Гандель (торговля недвижимостью), И. Гутник (горнодобывающая промышленность). В то же время экономический кризис, поразивший страну в начале 1990-х гг. и сопровождавшийся увеличением безработицы, привел к росту числа нуждающихся среди местного еврейства: если в 1980-х гг. в еврейское благотворительное общество в Мельбурне обращались за помощью в среднем 1,5 тыс. человек в год, то в 1991/92 финансовом году таких обращений стало 2,25 тыс.; из них 424 просьбы исходили от недавних иммигрантов из СНГ.

В Австралии действуют десятки еврейских ассоциаций, деятельность которых охватывает все аспекты общественной жизни. Основная представительная организация евреев страны — уже упоминавшийся Исполнительный совет австралийского еврейства. Его поочередно возглавляют нерелигиозные лидеры общин Мельбурна и Сиднея, сменяющие друг друга каждые три-четыре года; руководящие органы Совета находятся попеременно в этих городах. Советы еврейских депутатов действуют в штатах Новый Южный Уэльс и Виктория (где с 1988 г. этот орган принял название Еврейский общинный совет). Среди крупнейших всеавстралийских еврейских объединений — Сионистская федерация, Федерация благотворительных обществ, Союз еврейских студентов, Национальный совет еврейских женщин, Федерация сефардов. В Мельбурне базируется Азиатско-тихоокеанская еврейская ассоциация, в которую входят общины Австралии, Гавайских островов, Гонконга, Индии, Кореи, Новой Зеландии, Пакистана, Сингапура, Таиланда, острова Таити (принадлежит Франции), Тайваня, Филиппин, Шри-Ланки и Японии. Активное участие в работе еврейских организаций Австралии принимают крупные бизнесмены: так, мультимиллионер И. Либлер возглавляет Австралийский институт по еврейским делам и неоднократно избирался президентом Исполнительного совета австралийского еврейства, был сопредседателем Всемирного еврейского конгресса и активно участвовал в движении солидарности с евреями Советского Союза.

В 1992 г. в Австралии действовала 71 религиозная община (68 ашкеназских и три сефардских), в том числе 31 – в штате Виктория, 24 — в Новом Южном Уэльсе, пять — в Квинсленде, по четыре — в Западной Австралии и на Тасмании, две — в Южной Австралии, одна — в столичном округе. К умеренно ортодоксальным относятся сорок семь общин (2/3 общего числа), к строго ортодоксальным — двенадцать (в том числе молитвенные дома Хабада), к реформистским — двенадцать (см. Реформизм в иудаизме). По приблизительной оценке, 80% верующих австралийских евреев принадлежат к ортодоксальному течению (в том числе 65% — к умеренному), 20% — к реформистскому. Отношения между ортодоксами и реформистами в 1970–80-х гг. были весьма напряженными; их представители вели публичную полемику, нередко переходившую во взаимные нападки. В 1990-х гг. руководители светских еврейских организаций Мельбурна предприняли ряд шагов, направленных на преодоление нетерпимости и налаживание диалога между религиозными лидерами различных течений.

Система еврейского образования в Австралии широко развита. В стране работают 18 еврейских средних школ, финансируемых местными общинами и властями штатов (девять в Мельбурне, шесть в Сиднее, по одной в Перте, Аделаиде и Брисбене). 50% еврейских детей школьного возраста посещают эти учебные заведения (этот показатель значительно выше, чем в любой другой стране диаспоры со значительным еврейским населением). Идеологическая ориентация еврейских средних школ отражает весь спектр течений, существующих в еврейской общине Австралии, что открывает перед учащимися широкий выбор: например, в Мельбурне отдельные учебные заведения действуют под эгидой крайних и умеренных ортодоксов, реформистов, религиозных и светских сионистов, а также нерелигиозных приверженцев культуры идиш. В 1970–80-х гг. в Австралии открылось несколько новых еврейских средних школ; в 1990 г. первая школа такого типа («Синай колледж») была основана в городе Брисбен, штат Квинсленд. В Мельбурне число учащихся средних еврейских учебных заведений возросло с 4840 в 1982 г. до 5492 в 1989 г.; в 1992 г. их стало около шести тысяч (из них 2,7 тыс. посещали старейшую и крупнейшую из еврейских школ Австралии «Маунт Скопус колледж»; в 1996 г. здесь учились 2300 детей). В Сиднее число учащихся еврейских школ выросло с 1594 в 1982 г. до 3041 в 1988 г. Экономический кризис первой половины 1990-х гг. не привел, за некоторыми исключениями, к снижению этих показателей, хотя обучение в еврейских школах, как правило, платное.

Наличие развитой системы еврейского образования рассматривается как один из основных факторов, препятствующих развитию в Австралии ассимиляционных процессов: например, в штате Виктория в 1986 г. лишь 7,9% еврейских женщин и 9,4% мужчин состояли в смешанных браках; в 1991 г. 14,5% мужчин и 11,6% женщин состояли в смешанных браках.

Высших еврейских учебных заведений, за исключением нескольких сугубо ортодоксальных колелов, в Австралии нет; в конце 1980-х – начале 1990-х гг. в программы нескольких университетов, включая Мельбурнский и Сиднейский, были включены предметы, связанные с историей и культурой еврейского народа. В стране работают Еврейское историческое общество (с 1939 г.) и Ассоциация еврейских исследования (с 1987 г.), выпускающие научные журналы. В Австралии выходит целый ряд еврейских периодических изданий; особое место среди них занимает еженедельник «Острейлиэн джуиш ньюс»; в нескольких городах по радио регулярно транслируются программы, предназначенные для евреев. Значительное внимание уделяется сохранению и развитию культуры идиш, особенно в Мельбурне, где на этом языке выходят еженедельная газета и ежеквартальный журнал, транслируются радиопередачи, преподается ряд предметов в еврейской средней школе имени Шалом Алейхема. В 1991 г. и 1993 г. в Мельбурне прошли еврейские фестивали искусства, с 1990 г. ежегодно проводится фестиваль еврейского кино, считающийся вторым по значимости в мире. В Австралии действуют несколько еврейских музеев: Еврейский музей Австралии в Мельбурне (с 1957 г.), Еврейский музей имени А. Розенблюм в Сиднее, Музей Катастрофы в Мельбурне (с 1982 г.). Австралийский писатель Т. Кенилли посвятил Катастрофе роман «Ковчег Шиндлера» (1982), который стал бестселлером во многих странах мира.

В 1970–80-х гг., как и в предшествующий период, антисемитизм не имел в Австралии сколько-нибудь широкого распространения; связанные с ним инциденты были сравнительно редки. Юдофобскую пропаганду вели в основном ультраправые группировки, а также объединения выходцев из арабских и других мусульманских стран. Новые левые и находившиеся под их влиянием средства массовой информации (включая крупнейшие телестанции Эй-би-си и Эс-би-эс) выступали (особенно в конце 1970-х гг. и в годы Ливанской войны) с резкой критикой Израиля и сионизма, иногда перераставшей в антиеврейские выпады. Сходную позицию занимали некоторые христианские ассоциации, например, Австралийский совет церквей и часть приверженцев Объединенной (методистско-пресвитерианской) церкви. К концу 1980-х гг. нападки на Израиль стали звучать в Австралии реже, однако во время войны в Персидском заливе (1991) некоторые средства массовой информации вновь заняли антиизраильскую (равно как и антиамериканскую) позицию.

На рубеже 1980–90-х гг. в Австралии заметно активизировались неонацисты (так называемый фронт Ля-Руш, группы «бритоголовых» и т. п.); с этим, предположительно, было связано резкое увеличение числа антисемитских инцидентов (в 1990–91 гг. еврейские организации регистрировали примерно по 150 таких инцидентов в год, причем наибольшее их число приходилось на апрель, когда поклонники А. Гитлера отмечают день его рождения). Вместе с тем, по данным официальных инстанций, из 225 актов насилия на расовой почве, отмеченных в 1991 г. в Австралии, 115 были направлены против австралийских аборигенов, 53 – против выходцев из стран Азии и бассейна Тихого океана и лишь 17 — против евреев. Со второй половины 1991 г. число антисемитских инцидентов пошло на убыль, однако в 1993 г. вновь возросло: по сведениям еврейских организаций, в январе–ноябре 1993 г. имело место 189 подобных случаев, что на 50% больше, чем за тот же период 1992 г. В феврале–марте 1993 г. в Сиднее произошло шесть нападений на магазины, торгующие кашерными продуктами (см. Кашрут); в августе того же года в пригороде Сиднея в синагогу была брошена зажигательная бомба; в ноябре 1993 г. в одном из центральных районов этого города неизвестные хулиганы разгромили синагогу. В Австралии широко распространяются печатные материалы, авторы которых отрицают Катастрофу или выражают сомнение относительно ее масштабов; такие материалы время от времени публикуют даже респектабельные газеты.

В августе 1995 г. в Австралии был опубликован роман «Рука, подписавшая документ». В книге подробно описана жизнь украинского крестьянина, всю семью которого в начале 1930-х гг. убивают коммунисты-евреи, а во время Второй мировой войны герой вступает в СС (см. СС и СД) и уничтожает евреев, а после войны иммигрирует в Австралию. Автор романа, взявшая псевдоним Хелен Демиденко, писала, что в основе лежит реальная судьба ее дяди. Роман пользовался большой популярностью и получил две престижные литературные премии. Многие австралийские евреи и неевреи выступили с резкой критикой книги за искажение истории и прославление геноцида. Вскоре выяснилось, что настоящая фамилия автора Хелен Дорвиль, она не имеет никаких украинских корней, а рассказы о дяде полностью выдуманы. В книге были найдены многочисленные свидетельства плагиата, и она была изъята из продажи.

С июня 1975 г. в Австралии действует закон, запрещающий расовую дискриминацию. В начале 1990-х гг. законодательные собрания нескольких штатов приняли акты, направленные против расистской пропаганды и разжигания вражды на расовой почве; в 1992 г. правительство страны объявило о том, что оно намеревается разработать сходный федеральный закон и провести его через парламент. В 1988 г. в Австралии был принят Акт о военных преступлениях, согласно которому власти обязаны привлекать к ответственности не только бывших нацистов, но и иммигрантов из Восточной Европы, участвовавших в годы Второй мировой войны в геноциде евреев. Однако за первые четыре года действия этого акта лишь два человека были преданы суду; в июле 1992 г. правительство прекратило финансирование особого полицейского подразделения, созданного для розыска военных преступников.

В мае 1947 г., когда особая комиссия Организации Объединенных Наций по Палестине рассматривала план раздела страны на еврейское и арабское государства, представитель Австралии воздержался от голосования. Но в 1948 г. между Австралией и Израилем были установлены дипломатические отношения, и Австралия поддерживала Израиль на международной арене. В 1974 г. стоимость израильского экспорта в Австралию составила 19,7 млн. долларов, а импорт из Австралии в Израиль — 8,4 млн. долларов.

Отношения между Израилем и Австралией ухудшились в 1972–75 гг., когда у власти в Австралии находился лейбористский кабинет Г. Уитлема, отказавшийся от произраильского курса, которому следовали в 1950–60-х гг. все руководители страны; правительство заняло в отношении ближневосточного конфликта «нейтральную» (фактически проарабскую) позицию и приступило к укреплению экономических связей с арабскими странами, особенно с Египтом. После падения кабинета Уитлема и прихода к власти правоцентристской коалиции во главе с М. Фрейзером Австралия вернулась к традиционной политике поддержки Израиля, хотя и выступала (в том числе и в ООН) с критикой отдельных его действий (создания еврейских поселений в Иудее и Самарии, провозглашения в июле 1980 г. объединенного Иерусалима столицей Государства Израиль и т. п.). Премьер-министр и министр иностранных дел регулярно обсуждали вопросы отношений с Израилем и ближневосточной политики с лидерами Исполнительного совета австралийского еврейства и Сионистской федерации Австралии. Лейбористское правительство Р. Хоука, сформированное в марте 1983 г., не внесло существенных корректив в отношения с Израилем, и они продолжали успешно развиваться. В ноябре 1986 г. президент Израиля Х. Герцог посетил Австралию с официальным визитом. С начала интифады (конец 1987 г.; см. Государство Израиль. Исторический очерк) Австралия стала чаще поддерживать антиизраильские резолюции в ООН и настойчиво добиваться вступления Израиля в переговоры с арабами на основе принципа «территории в обмен на мир». В марте 1989 г. правительство Австралии разрешило ООП открыть в столице страны информационное бюро, а в мае 1990 г., после попытки палестинских террористов атаковать Израиль с моря, отказалось последовать примеру США и прервать контакты с ООП. Во время войны в Персидском заливе Австралия присоединилась к антииракской коалиции и направила в зону боевых действий три военных корабля. П. Китинг, ставший премьер-министром Австралии в декабре 1991 г., заявил, что он — «сторонник Израиля, но не однобокий»; в первые годы его пребывания у власти Австралии почти не принимала участия в ближневосточных делах, хотя и продолжала развивать экономические и культурные связи и с Израилем, и с арабскими государствами.

В марте 1996 г. к власти в Австралии пришла правоцентристская коалиция, состоящая из либеральной и национальной партии. Премьер-министром стал глава либеральной партии Д. Ховард. В течение всей своей политической карьеры он поддерживал тесные отношения с еврейской общиной своей страны. Известен своей поддержкой Израиля и мирного процесса на Ближнем Востоке. 29 апреля – 2 мая 2000 г. Ховард находился в Израиле с официальным визитом. Встречался с премьер-министром Э. Бараком и получил звание почетного доктора Университета Бар-Илан за заслуги в деле многолетней поддержки Израиля и мирного процесса. Ховард активно поддерживал англо-американскую коалицию во время военной кампании в Ираке в марте–апреле 2003 г. Две тысячи австралийских военнослужащих воевали в составе войск коалиции.