М. Л. Дербаремдикер

О ЧЕМ ГОВОРЯТ ПОСЛОВИЦЫ НА ИДИШ?

 

УМНЫЙ - ДУРАК

1. (Чтобы прослушать, как звучит эта пословица, нажмите )

"Едер hалбер нови из а генцер нар"

Каждый полупророк - полный дурак.

Да, но полупророки не знают еврейских пословиц. Поэтому и есть дураки на свете.

2. (Чтобы прослушать, как звучит эта пословица, нажмите )

"Фриш, гезунт ин мэшуге."

Свеж, здоров и сошел с ума.

Как можно еще лучше сказать о людях, которые трудятся, чтобы был хороший урожай, часть его убирают, а большей части собранного дают сгнить? А о людях, которые производят то, что никому не нужно и не делают то, что нужно всем?

3. (Чтобы прослушать, как звучит эта пословица, нажмите )

"Аз а нар гэйт ин марк, фрэйен зих ди сохрим. "

Когда дурак выходит на рынок, радуются торговцы.

Неужели дурак должен умереть с голоду, чтобы торговцы не могли радоваться?

4. (Чтобы прослушать, как звучит эта пословица, нажмите )

"Аз а мэншн кумт арайн ин hиц, hерт эр нит дем дунер, зет эр нит дем блиц. "

Когда человек горячится, он не слышит грома и не видит молнии.

Дорогие друзья, не будьте среди этих двоих, но не будьте также этим третьим! Когда первые двое перестанут бить друг друга, они оба возьмутся за третьего. Так, что есть опасность получить вдвое больше шлепков. А шлепки - это такая вещь, хватать которую лучше поменьше в отличие от благодеяний, которые желательно получать побольше.

5. (Чтобы прослушать, как звучит эта пословица, нажмите )

"Аз мэ лейгт зих он вечерне, из нидерик дер цукопнс. "

Если ложиться спать без ужина, будет низким изголовье.

Если действительно с каждым "без ужина" изголовье становится все ниже и ниже, то следовало бы уже быть перекрученным так, чтобы спать головой вниз, и ногами вверх. В таком положении усиливается приток крови к головному мозгу и человек становится от этого намного умнее. Так что "без ужина" - это средство стать мудрецом. Поэтому очень часто бедняки - мудрецы, а мудрецы - бедняки.

6. (Чтобы прослушать, как звучит эта пословица, нажмите )

"Дос ворт инем мойл из а нар, фунем мойл - а нар. "

Слово во рту - господин, вне рта - дурак.

Из этого следует совет: чтоб не слыть дураком, держи рот закрытым, чтобы слово не могло вылететь. Но если так, кто же узнает, что вы хотите, чтобы вас считали умным, если вы будете молчать? Однако по поводу, рта есть еще одна пословица: "Если бы человек не должен был кушать, то голова была бы в золоте". Но так как говорят и кушают тем же самым ртом, это значит, что с закрытым ртом ты становишься золотым мудрецом. Тогда почему же мы остаемся бедными и железными дураками, а не богатыми и золотыми мудрецами?

7. (Чтобы прослушать, как звучит эта пословица, нажмите )

"Аз мє лейгт зих щлофнмит hинт, хапт тэн зих уф мит флэй. "

Если ложатся спать собаками, просыпаются с блохами.

Если ты знаешь, где взять отдельно собак и отдельно блох, ты можешь быть умным и выбрать с кем спать, как говорит другая пословица: "Знай с кем ты идешь к столу".

8. (Чтобы прослушать, как звучит эта пословица, нажмите )

"А хохем эст кедей эр зорл лебн, а нар лебт кедей эр зол эсн. "

Умный кушает, чтобы жить, дурак живет, чтобы кушать.

Это должно означать, что каждый мудрец немного дурак и каждый дурак немного мудрец. Мера этого немного в руках   Б-га . Так что не стесняйтесь : кушайте, чтобы жить и живите, чтобы кушать. Но только, чтобы еда была кошерная или, если хотите, здоровая, а жизнь - приличная, человеческая.

9. (Чтобы прослушать, как звучит эта пословица, нажмите )

"Шейн гевен ун гелт геhат - дос рэхнт зих нит."

Красивым был и деньги имел - это не считается.

Да, был и имел, действительно не считаются без "быть" и "иметь". Но, "быть" и "иметь" не приходят вдруг без "был" и "имел". На этом свет стоит. Что и когда считать, зависит от того, кто считает, и что хочет узнать. У евреев "быть" и "иметь" держались на "был" и "имел" в противоречии с пословицей. Этим они жили. А некоторые приписывают себе "был" и "имел", чтобы подтвердить теперешние "быть" и "иметь" ("есть" и "имею").У каждого есть своя память. Пусть так будет. Пусть каждый живет своей головой и своими делами, если они у них были.

10. (Чтобы прослушать, как звучит эта пословица, нажмите )

"Мэ рэдт цу зих ин арбл арайн"

Говорят себе в рукав.

Было так, что как только попробовал быть дураком и открывал рот, то действительно приходилось говорить только себе в рукав. Кто хотел, называл это "свобода слова", то есть слово освобождалось изо рта. Правда, до ушей оно не доходило, оставалось в собственном рукаве. Затем началась "гласность" - открой рукав и кричи громко, что хочешь.

11. (Чтобы прослушать, как звучит эта пословица, нажмите )

"А нар шоклт митн коп hинтер дер тир. "

Дурак в ответ качает головой за дверью.

Неужели, если нам не показывают, что делается с той стороны двери и заставляют качать головой, так мы дураки? Попробуй быть умным и не качай головой, так ты должен будешь открывать дверь головой и тогда голова уже не твоя. Можно, конечно, быть умным и ответить словами, но без головы ты все равно останешься. Получается, открывай рот или держи его закрытым, ты можешь остаться тем же дураком, если не сделаешь как тебе велят. Такого не мог предвидеть никакой мудрец.

12. (Чтобы прослушать, как звучит эта пословица, нажмите )

"Фун кас верт мэн алт , фун гэлхтер верт мэн юнг.

"Кас махт а клугн цум нар. "

От злобы стареют, от смеха молодеют.

Злоба превращает умного в дурака.

Так же, как плохо горячиться, еще хуже злиться потому, что и глупеют и стареют. Скрытая на время злоба, дополненная безграничной властью, приводит к большим несчастьям. Дорогая плата за незнание еврейских пословиц.

ДЕМОКРАТИЯ  МИР БЕЗ ВОЙНЫ  

СВЕТЛОЕ БУДУЩЕЕ  УМНЫЙ-ДУРАК  

СЧАСТЬЕ  ГОСПОДИН ВРЕМЯ   

ИЗБРАННЫЙ НАРОД

вверх

The CJEU reserves the right to edit or remove messages
Copyright © 1999-2 The Center of Jewish Education in Ukraine