Всякий прогноз относительно ситуации на Ближнем Востоке — занятие неблагодарное. Ибо прогноз — инструмент западной социологии, а Израиль, даже несмотря на участие в европейских баскетбольных чемпионатах, расположен, увы, не между Бельгией и Голландией.
Но прежде чем рассуждать, как выйти из тупика, неплохо бы понять, как мы в него попали. Израиль всегда был изгоем на Ближнем Востоке. Изгоем по обоюдному согласию — арабы мечтали(ют) утопить еврейское государство в море, а израильтяне, ведомые «комплексом Масады», рассматривали себя как маленькую, но гордую страну — единственную демократию и оплот западной цивилизации в своем регионе. Только так, ощетинившись и вооружившись ладно скроенной идеологией, можно было выстоять в шести войнах. Но время идеологий стремительно уходит, и за последние десять лет израильское общество претерпело едва ли не большую трансформацию, чем наше, посткоммунистическое.
В 60- е годы сестра Голды Меир отказывалась от холодильника в своей квартире, считая его излишней роскошью. И эту нишу занимала идеология.
Чтобы быть «нормальным» государством, мало иметь своих воров и проституток, как думал Бен-Гурион. Уставшие граждане захотели, наконец, западного просперити — с его индивидуализмом и приоритетом частного над общественным. А для этого нужен мир. Мир с соседями — одно из важнейших условий существования «нормальной» страны. И дело вовсе не в арабах. Восток меняется очень медленно. Изменился Израиль... Каких-то 10 лет назад за любой контакт с представителем ООП израильтянина ждало... тюремное заключение. Пять лет назад правый глава правительства Израиля уже с улыбкой жал Арафату руку. Неделимый Иерусалим — едва ли не единственный вопрос, по которому еще недавно существовал общенациональный консенсус. Сегодня Вечный город уже не «священная корова». И когда кумиру молодежи, рок-звезде Авиву Гефену задают вопрос об обстановке в стране, он говорит, что «надо валить отсюда и нечего рисковать жизнью ради высших целей». Да, и сегодня группки молодежи из Франции, США, ЮАР селятся в жестяных вагончиках в Иудее и Самарии и каждый вечер патрулируют свое крошечное поселение, рискуя быть убитыми палестинским снайпером с ближайшего холма. Но не они определяют тенденции. Гефен популярнее. И это нормально.
Очень хочется стать «нормальной» страной, но Израиль обречен на ненормальность. Иначе не выжить. Потому что у него с партнерами по мирному процессу разные понятия о норме. Казалось бы, проще простого остановить волну терактов, планируемых палестинскими камикадзе. Хоронить тела террористов в саванах из свиной кожи, что автоматически отсекает им путь в рай. Но это предложение, высказанное одним из депутатов Кнессета, разумеется, было осуждено подавляющим большинством общества. Что абсолютно естественно — в цивилизованном мире так себя не ведут. На самом деле не существует неразрешимых проблем. Дело только в цене, которую мы готовы заплатить за их решение.
«Право на нормальность» — так называлась старая статья одного из ведущих интеллектуалов Израиля — писателя А. Йехошуа. События последних лет показывают, что нет у Израиля этого права, иначе...
|