Какое место, по-вашему, будет занимать религия в жизни евреев России через 10-15 лет?
С подобным вопросом редакция газеты "Еврейские новости" обратилась к видным деятелям еврейской общины России.
Борух ГОРИН, пресс-секретарь Федерации еврейских общин России
- Со времени разрушения Храма дар пророчества передан дуракам, поэтому не очень хочется делать такие прогнозы. Можно только с уверенностью сказать, что религия в жизни евреев России будет занимать больше места, чем сегодня. Это будут плоды образования выпускников религиозных учебных заведений, чего у нас раньше просто не существовало.
Элиягу ВАЛК, генеральный директор израильской Ассоциации по изучению еврейских общин
- Если оценивать по 100-балльной шкале и исходить из того, что проявления религиозной жизни сейчас составляют 20-30 баллов, то через 10-15 лет этот показатель может достичь 40-45 баллов.
Дмитрий ЗАГРАНИЧНЫЙ, управляющий делами Еврейской общины Москвы
- Через 10-15 лет, если мы будем хорошо работать, иудаизм должен занять в жизни евреев России первостепенное место. Вообще же цель - чтобы все евреи собрались в Иерусалиме и ждали прихода Машиаха, а духовные наставники, раввины должны максимально приближать этот приход.
Григорий КОТЛЯР, раввин Объединения религиозных организаций современного иудаизма России
- Ахад ха-Ам, будучи человеком не религиозным, говорил, что больше, чем еврейский народ соблюдал Субботу, Суббота хранила еврейский народ. Ценности, заложенные в еврейской религии и традиции, сохраняют наш народ на протяжении поколений. То, что мы сегодня воспринимаем как наши национальные черты, это свойства, заложенные еврейской религией. Поэтому существование еврейского народа без иудаизма в той или иной форме невозможно. И если через 10-15 лет будут евреи, то будет и иудаизм. Но я надеюсь, что это будет прогрессивный иудаизм, так как, как показывает опыт западных стран, это наиболее приемлемая форма иудаизма для еврейской диаспоры.
Александр МИЛИТАРЕВ, ректор Еврейского университета в Москве
- Мне кажется, что иудаизм как сейчас не играет особой роли в жизни евреев России, так и не будет играть. Так и останется крайне небольшой процент тех, кто придерживается иудейской религии и может быть назван евреем по самым широким критериям. Я не думаю, что процесс пойдет в сторону увеличения.
Зиновий КОГАН, председатель КЕРООР
- Я надеюсь, что доминирующее. Иудаизм - один из важнейших путей к самоидентификации евреев в России. Но при этом нужно помнить, что синагога - это прежде всего люди. Синагога - слово греческого происхождения, означающее "собрание евреев", "еврейский дом". Прекрасные синагоги могут быть в общинных центрах, хеседах и т.д. Синагога не ограничивается Б-гослужением, здесь ведется клубная работа.
Адольф ШАЕВИЧ, Главный раввин России по версии КЕРООР
- Не меньше, чем сегодня. Я думаю, что те возможности, которые сегодня есть у российских евреев, очень способствуют тому, чтобы мы с еще большей настойчивостью вернулись к своим истокам.
Ицхак КОГАН, раввин московской синагоги "Хабад-Любавич" на Большой Бронной, вице-президент Объединения раввинов "ХаБаДа" СНГ
- Гораздо большее, чем сегодня.
Владимир ДВИНСКИЙ, кинорежиссер, председатель Московского еврейского культурно-просветительного общества
- Как во всяком светском обществе, религия не будет занимать доминирующее место. Я не думаю, что евреи вернутся к религии в полном объеме и что единственной формой существования будет религиозная община. Евреев объединяет больше не религиозное самосознание, а этническое. Религия, безусловно, будет приобретать большее значение, чем раньше, но как часть культурного наследия.
Хаим-Арон ФЕЙГЕНБАУМ, Институт изучения иудаизма А.Штейнзальца в СНГ
- Мне кажется, все больше людей приобщаются к религии. Это не значит, что они станут ортодоксами, но я вижу, что пробуждается новое отношение к религии. С появлением новых возможностей - а сейчас есть детские сады, школы, университеты - люди стали тянуться к религии, они хотят как можно больше узнать о своем народе, о его традициях.
Михаил ЧЛЕНОВ, профессор, декан филологического факультета Академии им.Маймонида
- Я думаю, большее, чем сейчас. Меняется характер еврейской идентификации, исчезла регистрация национальности, и это, видимо, будет иметь следствием какой-то рост религиозного сознания. Плюс в российском обществе вообще наблюдается рост религиозного сознания. Другой вопрос, какую форму должна принять эта религия. Безусловно, через 10-15 лет это будет российская форма иудаизма. Прежде всего, потому, что растет плюрализм внутри иудаизма. Потенциал влияния чисто ортодоксального иудаизма на еврейскую массу невелик. Реформизм носит американские одежды с легким израильским привкусом, и он проиграл кампанию за ту аудиторию, которая может и должна у него быть, то есть за еврейскую интеллигенцию. Причина этого в его исключительно импортном характере. Я предвижу появление через 10-15 лет достаточно своеобразного российского иудаизма.
IJC 2000 |