12-й сезон открыл Харьковский камерный еврейский театр. Семьдесят лет "интернациональной" политики в СССР создали стабильную атмосферу нравственной невменяемости, понятие "еврейское самосознание" не укладывалось даже в рамки абстрактной категории. Напрочь утрачен язык идиш, о национальной драматургии говорить вообще не пристало.
Принципом работы театра стала антреприза. В спектаклях заняты актеры харьковских театров и филармонии. Многие, с кем начинали, давно живут в Израиле, Америке, Австралии, Германии и других странах, но крышу Дома своего помнят все без исключения.
Премьерный моноспектакль называется "Будем жить, Моня Ц" по повести Э.Севелы "Моня Цацкес - знаменосец". Жанрово я бы определил эту работу трагической буффонадой с лирически светлым финалом.
"Эфраим Севела обладает свежим, подлинным талантом и поразительным даром высекать искры юмора из самых страшных и трагических событий", - точно подметил американский писатель Ирвинг Стоун. Эти искры в сочетании с бурлескным мастерством актера Виталия Бондарева изобилуют в характерных емких образах персонажей спектакля: подполковника Штанько, старшего политрука Каца, старшины Качуры, раввина Мойше Береловича, шамеса Шлоэйме Гаха и, конечно же, главного героя - Мони Цацкеса. Из всей повести, в которой рассказывается о суровых и жестоких буднях на фронте Второй мировой, режиссер инсценировал несколько новелл. Главный герой спектакля Моня Цацкес - этакий еврейский советский бравый солдат Швейк.
Неунывающий, остроумный, необыкновенно везучий, бесстрашно бесшабашный, по-народному мудрый и добродушно-терпеливый боец Красной Армии, ежедневно на грани жизни и смерти кующий изнурительную и долгожданную Победу. "Время подлым не бывает, только люди", - эта, ставшая уже афоризмом, фраза горинского Тиля наиболее точно выражает главную этическую тему спектакля. Люди познаются в экстремальных ситуациях, а война их являет бесчисленное множество.
Авторы спектакля - режиссер-постановщик, заслуженный деятель искусств Украины Феликс Чемеровский и художник- постановщик Тарас Шигимага предлагают синтетическую форму существования персонажей. Наряду с живым планом, в котором характеристику каждого действующего лица воплощает актер Виталий Бондарев, введен кукольный. Куклы дают возможность актеру отстраниться, гиперболизировать, подразнить там, где это уместно, обостряя сатирические интонации определенных эпизодов. Эмоционально восприятие усиливается и благодаря удачно использованной музыке в исполнении Геры Фельдмана.
Человеческое достоинство - категория вечная. Ни война, ни стихия его сокрушить не способны. "Будем жить", - говорит в финале спектакля от лица автора актер В. Бондарев. "Будем жить", - вторим ему мы, зрители, с чувством светлой грусти покидая зрительный зал. Жить надо!
Успешная премьера вдохновила Харьковский камерный на спектакль "Последняя роль Соломона Михоэлса" по пьесе З .Сагалова, который участвовал в IV Международном Фестивале искусств имени Соломона Михоэлса в Москве.
На сцене театра "Шалом" заслуженный деятель искусств Украины Евгений Гимельфарб и актриса Ирина Кобзарь представили на суд зрителей свою версию жизни и любви Соломона Михоэлса и Анастасии Потоцкой в постановке Феликса Чемеровского и Тараса Шигимаги. На спектакле присутствовали дочери С.Михоэлса - Нина Соломоновна и Наталья Соломоновна, а также дочь знаменитого актера ГОСЕТА В.Зускина - Алла Вениаминовна.
Невольно возвращаюсь к финальной реплике премьерного спектакля "Будем жить, Моня Ц", уже абсолютно уверенно констатируя: жить надо, ибо знаем, во имя чего!
Фото В.Приходько |