Погром в Центральной синагоге Киева вызвал возмущение общественности не только в Украине, но и в других странах. Однако после ряда статей о разбитых окнах и побитых верующих наступило информационное затишье, хоть вопросов в связи с этим происшествием оставалось немало. Погромщики разбили витрину в магазине "Сяйво" вскоре после его закрытия. Работники магазина вызвали милицию около 20.30, а синагогу громили почти через час. Тем не менее, милиция приехала, "увы, когда нападавших уже и след простыл" ("Эйникайт, № 14, 2002). Неужели погромщики, идя к синагоге, знали, что им бояться нечего? Последнее порождает естественное беспокойство о том, будут ли привлечены к ответственности виновники погрома. Для выяснения ответа на этот вопрос мы встретились с заместителем начальника ГУ МВД в Киеве, начальником следственного управления города, полковником Федором Краевским, который согласился ответить на наши вопросы.
- Федор Трофимович, удалось ли следствию восстановить ход событий погрома в Центральной синагоге и его мотивы?
- После окончания футбольного матча, который проходил на стадионе "Динамо", группа, состоявшая преимущественно из несовершеннолетних, совершила на Крещатике и Красноармейской ряд хулиганских действий. Они разгромили телефонную будку, витрину магазина "Сяйво", частный киоск, а, подойдя к синагоге, начали бросать камни в окна, причинили телесные повреждения религиозным служителям. Хулиганы разбили девять окон. В тот же день было возбуждено уголовное дело по факту хулиганства и задержаны некоторые участники погрома. Тогда арестовали троих.
Сейчас по этому уголовному делу привлечено в качестве обвиняемых шесть человек. Им инкриминированы преступления, предусмотренные ст. 296 УК (хулиганство), ст. 161 (нарушение равноправия граждан в зависимости от их расовой, национальной принадлежности или религиозной принадлежности), ст. 178 (повреждение религиозного сооружения), ст. 298 (повреждение памятника архитектуры, каким является синагога). В августе дело передано в суд.
- Значит, мотивом преступления было только пьяное хулиганство?
- При расследовании мы отрабатывали все возможные версии, включая те, которые выдвигались в средствах массовой информации. Никто из обвиняемых не принадлежит к скинхедам, хоть один признался, что сочувствует этому движению. У обвиняемых не были выявлены и внешние признаки скинхедов (бритая голова, наколки, свастики, специфическая обувь). Эти приметы есть у организатора нападения Волкова, которого долгое время не удавалось задержать. В процессе следствия мы беседовали с родственниками, педагогами, друзьями и другими лицами из окружения задержанных. Никто не свидетельствовал о принадлежности обвиняемых к какой-либо организации.
- За какую команду болеют задержанные?
- Они болеют за "Динамо" (Киев).
- Поскольку эта команда тогда выиграла, ее болельщики хулиганили на радостях?
- Не знаю. Такие хулиганские действия совершаются не впервые. Был случай, когда разгромили станцию метро у Дворца спорта и побили трех милиционеров. Тогда было арестовано шесть человек. Десятки троллейбусов и трамваев не выходили на линию после хулиганских действий футбольных фанатов. Тут срабатывает не столько результат матча, сколько спиртное, которое они употребляют перед его началом. А ведь для подростков даже небольшие дозы алкоголя могут обусловить потерю контроля над своими действиями.
- Сколько всего было нападавших на синагогу?
- Их было более 40 человек, но привлечь к ответственности в соответствии с законодательством мы можем только тех, в отношении кого доказано прямое участие в преступлении. Нахождение на месте преступления или крики в поддержку хулиганов не считаются соучастием в правонарушении.
- Поскольку среди статей обвинения фигурирует ст. 161 Уголовного кодекса, очевидно, Вы считаете доказанным наличие антисемитских действий задержанных?
- Об этом свидетельствует то, что здание, которое подверглось нападению, является еврейским религиозным учреждением (синагога), и то, что был избит ее служитель.
- Есть ли у Вас данные об аналогичном погроме в синагоге в Николаеве? Были ли общие элементы в этих преступлениях?
- Это не исследовалось. К сожалению, подобные действия, включая вандализм на кладбищах, не такое уж редкое явление в нашей жизни.
- Является ли организатор погрома членом какой-либо организации или футбольным фанатом? Привлекались ли участники погрома раньше за какие-либо нарушения?
- Мы не знаем, входит ли он в какую- либо организацию, хотя имеет некоторые признаки скинхедов, но к футбольным фанатам он принадлежит. Обвиняемые в погроме синагоги ранее органами милиции ни за какие нарушения не привлекались.
- Совершались ли футбольными фанатами подобные преступления в отношении религиозных храмов?
- В отношении храма такое нападение за последние несколько лет совершено впервые.
- Известно, что в Киеве беспрепятственно и безнаказанно продается нацистская литература. Ее покупают на Майдане Незалежности, книжном рынке "Петровка" и в престижных магазинах города. Поскольку она носит подстрекательский характер, может, нужно взять под контроль издание и распространение этой литературы?
- Безусловно, этот вопрос должен быть взят под жесткий контроль.
А пока распространение нацистской литературы остается бесконтрольным, добавим мы от себя, - сохраняется опасность новых антиеврейских акций и не только против синагог и кладбищ. Да и как брать эту литературу под контроль, когда юдофобские настроения все больше проникают в круги тех, кто именует себя украинской интеллигенцией. Признаком этого стали антиеврейские публикации журнала "Персонал", который издают Межведомственная академия управления персоналом и Международная кадровая академия. Когда антисемитизм отдельных публикаций "Персонала" был разоблачен газетой "CN-Столичные новости", в защиту журнала выступили Президиум Академии наук высшей школы Украины, Правление Конфедерации негосударственных высших учебных заведений Украины, газеты "Демократична Україна" и "Сільські вісті". Очередным актом поддержки "Персонала" стала декларация ("Сільські вісті", 1 августа 2002 года), подписанная депутатами Иваном Бокием, Сергеем Николаенко, Григорием Омельченко, Константином Сытником, Иваном Сподаренко, Василем Червонием и Андреем Шкилем. Авторы декларации утверждают, что их "репутация никогда не была "подмочена" какими-либо антисемитскими или ксенофобскими взглядами или действиями". Помню, как приблизительно то же утверждали в суде представители карпенковского "Вечернего Киева", юдофобский характер отдельных публикаций которого был засвидетельствован самыми авторитетными инстанциями Украины.
Депутаты декларируют "безупречную гражданскую и моральную репутацию" Георгия Щекина и Игоря Слисаренко. В декларации повторяется уже набившая оскомину выдумка, будто критики юдофобских публикаций "Персонала" выступают против любого осуждения сионизма или политики Израиля. Такой текст могли подписать только те, кто вообще не читал статей "Персонала".
Вероятно, критики "Персонала" существенно затронули интересы весьма влиятельных сил, скрывавших до поры до времени свою поддержку национал-шовинистов. Поэтому можем предположить, что установление контроля над изданиями, разжигающими межнациональную рознь в Украине, неминуемо натолкнется на сопротивление этих сил.
P.S. Как мы уже сообщали, милиция задержала в Полтаве организатора нападения на синагогу в Киеве. По словам начальника пресс-службы Главного управления министерства внутренних дел в Киеве Александра Зарубицкого: "Нашли, наконец, и задержали". Согласно его информации, задержанный долгое время скрывался за границей. |