Наше знакомство с каббалистом Михаэлем Лайтманом началось с того, что он прочитал стихотворение о начале творения:
"Знай, до начала творения был лишь высший, все собой заполняющий свет, и не было свободного незаполненного пространства - лишь бесконечный, ровный свет все собой заливал.
И тогда решил Он сотворить миры и создания, их населяющие, этим раскрыв совершенство свое, что явилось причиной творения миров.
И равномерным было сжатие света вокруг центральной точки, так, что место пустое форму окружности приобрело, поскольку таковым было сокращение света.
И вот, после сжатия этого, в центре заполненного светом пространства, образовалась круглая пустота, лишь тогда появилось место, где могут создания и творения существовать.
И вот протянулся от бесконечного света луч прямой, сверху вниз спустился внутрь пространства пустого того, протянулся, спускаясь по лучу, свет бесконечный вниз, и в пространстве пустом том сотворил все совершенно миры.
Ранее этих миров был Бесконечный, в совершенстве настолько прекрасном своем, что нет сил у созданий постичь совершенство Его - ведь не может созданный разум достигнуть Его, ведь нет Ему места, границы и времени.
И лучом спустился свет к мирам, в черном пространстве пустом находящимся всем. И круг каждый от каждого мира и близкие к свету - важны, пока не находим мир материи наш в точке центральной, внутри всех окружностей в центре зияющей пустоты.
И так удален от Бесконечного - далее всех миров, и потому материально так окончательно низок - ведь внутри окружностей всех находится он - в самом центре зияющей пустоты...".
- Что же является предметом изучения Каббалы?
- Испокон веков человек искал ответы на главные вопросы бытия: кто я, в чем цель моего существования, для чего существует мир, продолжаем ли мы существовать после смерти и пр.
Ответы на эти вопросы каждый человек по-своему пытается черпать из доступных ему источников информации. Каждый из нас вырабатывает свое мировоззрение, основываясь на подходе, который кажется ему наиболее надежным.
Вопрос о цели, смысле жизни добавляет к повседневным человеческим страданиям дополнительное, глобальное - а для чего я страдаю вообще? Он, этот вопрос о смысле жизни, не дает нам ощутить удовлетворение, даже когда какое-нибудь одно из наших повседневных желаний временно исполняется.
Даже человек, достигший желанной цели, довольно быстро начинает чувствовать снова отсутствие удовлетворения. Оглядываясь назад, он видит, как много времени провел в мучительных усилиях по достижению желаемого, но почти не наслаждался достигнутым.
Поскольку ответов на поставленные вопросы нет, возникает устремление к древним верованиям. Медитации, физические и умственные упражнения позволяют чувствовать себя комфортнее, это всего лишь попытка забыться, ведь желания остались неудовлетворенными, смысл жизни не найден. Все эти методы успокаивают не за счет достижения ответа о цели жизни и смысле страданий, а за счет снижения запросов.
Однако вскоре человек обнаруживает, что от истины отмахнуться невозможно. Человечество постоянно ищет логическое обоснование своего существования, человек изучает законы природы уже много тысячелетий.
Современные ученые обнаруживают, что чем больше они продвигаются в своих научных исследованиях, тем картина мира становится все более туманной и запутанной. Современные научные книги похожи на мистические, на научную фантастику, но не дают ответ на вопросы о смысле жизни.
Каббала как наука предлагает свой способ исследования мира. Он заключается в развитии в человеке способности ощутить скрытую от нас часть мироздания. Слово "Каббала" (с ивр. - "получение") выражает стремление человека получить высшее Знание, ощутить истинную картину мира.
Каббалисты рассказывают нам о технике, основанной на их личном опыте. Они излагают в книгах и преподают методику исследования мироздания, получения ответа на вопрос о смысле жизни.
- Что же такое Каббала?
- Каббала - это самая близкая человеку наука, потому что она рассказывает нам о том, для чего человек существует, зачем рождается на свет, почему живет, в чем смысл этой жизни, откуда он пришел, куда уходит после того, как заканчивает свой земной путь.
Ответы на эти вопросы каббалист получает при жизни, здесь и сейчас. Изучение Каббалы дает знания о духовных мирах и одновременно развивает в изучающем дополнительный, 6- й орган ощущения окружающего. В нем человек ощущает остальную, скрытую от нас часть мироздания.
Постигаемая, обычно скрытая часть мироздания дает ответы абсолютно на все вопросы о нас. Нет ничего ближе и важнее этих знаний, ведь человек познает себя, мир, свою судьбу.
Все, что человек узнает о себе и мире, он узнает сам и в себе. От остальных окружающих его ощущения и познания скрыты. Именно по этой причине Каббалу называют "тайной наукой".
- Кто такой каббалист?
- Каббалист - это человек, внешне ничем не отличающийся от других. Он не обязан быть ни умным, ни ученым. В его внешнем облике нет ничего необычного. Этот обычный человек, изучая Каббалу, обрел дополнительное "шестое" чувство - чувство скрытой от нас части мира. Эту скрытую от нас, обычных людей, часть мира мы называем "духовный мир". Этим чувством каббалист способен ощущать все мироздание, и наш и духовный мир, как непосредственную реальность, точно так же, как мы ощущаем нашу повседневную реальность, наш мир.
Каббалист сам ощущает высший мир, сам непосредственно познает его. "Высшим" этот мир называется потому, что находится за пределами наших обычных ощущений. Каббалист видит, как из высшего мира нисходит и рождается все в нашем мире. Каббалист видит все причины и следствия, потому что находится одновременно в обоих мирах, высшем и нашем.
Обычный человек воспринимает только небольшой фрагмент окружающего его мироздания. Этот фрагмент он называет "наш мир". А каббалист воспринимает всю картину мироздания.
Свои знания каббалисты передают в книгах, написанных особым языком. Поэтому изучать эти книги нужно под руководством каббалиста, по специальной методике. Тогда эти книги станут средством постижения истинной действительности.
- Почему важно изучать Каббалу?
- Любой человек обладает возможностью развить в себе шестое чувство. Читая книги, написанные каббалистами, находившимися в момент написания под непосредственным ощущением и воздействием духовных миров, читатель, даже если он не понимает написанное, возбуждает на себя "окружающий свет".
Изучая, человек притягивает к себе этот свет, который постепенно раскрывает картину полной реальности.
В каждом человеке дремлет это шестое, духовное чувство, способность ощущать все мироздание. Оно называется "точкой в сердце". Наполнить это чувство предназначен окружающий свет. Свет называется "окружающим", поскольку он окружает это шестое чувство, но еще не в состоянии наполнить его.
Постепенно эта точка, зародыш 6-го чувства, "расширяется", приобретая "объем", достаточный для того, чтобы в нее мог войти окружающий свет. Вход света в "точку в сердце" рождает в человеке первое ощущение духовного, высшего, внешнего. По мере входа света в "точку" человек ощущает все более широко и явно высший мир, свое прошлое и будущее.
В предисловии к "Книге о 10 сфиротах" сказано: "Почему каббалисты обязывают каждого изучать Каббалу? Потому что те, кто занимается Каббалой, даже если еще не понимают того, что учат, но своим желанием понять возбуждают на себя окружающий их души свет. Ибо каждому человеку гарантировано получить все, задуманное для него в плане сотворения мира. Но кто не удостоился достичь этого в этом кругообороте жизни, удостоится в одном из следующих.
А пока человек не способен принять этот свет внутрь себя, он светит извне и ждет, когда человек создаст орган ощущения его.
Когда человек занимается Каббалой, окружающий свет тотчас же светит ему, не облачаясь при этом во внутреннюю часть его души, ибо еще не развито шестое чувство. Однако это свечение, которое человек получает всякий раз во время своих занятий, очищает человека и становится пригодным для получения света внутрь себя. А получение света внутрь себя дает человеку абсолютное знание, покой, ощущение бессмертия.
- Какова история Каббалы?
- Знания о высшем мире передавались каббалистами устно и письменно. Первый из известных нам каббалистов был Авраам. До того, как он стал каббалистом, он был одним из членов племени, населявшего Междуречье. Как повествует Тора, он задался вопросами о смысле бытия и удостоился раскрытия высшего мира. Накопленные им знания и методику их получения он изложил в книге "Книга Создания" (Сефэр Ецира). Все это он передал своему сыну Ицхаку. Книгу можно приобрести в магазине религиозной литературы.
В каждом поколении каббалисты писали для душ этого поколения.
Каббала в течение веков пользовалась несколькими языками, потому что развитие души человека происходит постепенно: она возвращается в этот мир из поколения в поколение все более грубой, с опытом прошлых жизней, с дополнительными страданиями, но и с духовным багажом. И хотя это скрыто от самого человека, но все это существует в "точке его сердца".
Поэтому в каждом поколении для понимания Каббалы требуется свой язык, который соответствует нисходящим душам. Развитие человечества - это нисхождение в наш мир 600 тысяч душ в течение 6000 лет. В каждом поколении одни и те же 600 тысяч душ, нисходя в наш мир, проявляясь каждый раз в новом теле, развиваются, осознают необходимость духовного развития, достигают его - состояния всеобщего постижения и наслаждения.
В первые 2000 лет в мир нисходили малоэгоистические души, которые не нуждались ни в каком руководстве и неосознанно развивали "точку в сердце". До нас дошли только две книги того периода - "Тайный ангел" и "Книга Создания". В последующие 2000 лет нисходящие души вознуждались для своего развития в выполнении физически духовных законов, в их физическом отображении. Поэтому каббалист Моисей описал свои духовные постижения в Торе.
Это и есть известное нам Пятикнижие. Моисей описал высший мир языком нашего мира. Говорится о высшем, но названиями нашего мира. Это как код, понятно, о чем речь, только видящим высший мир.
У нас создается впечатление, что Тора - это собрание исторических рассказов. То, о чем идет речь в Торе, имело место в нашем мире, но Тора этим языком описывает нам процессы в высшем мире, которые затем вызвали соответствующие события в этом мире.
Происходящее в высших мирах происходит затем в нашем мире. Однако смысл написания книг Торы в том, чтобы помочь нам в постижении высшего мира, а не в описании исторических событий. Тора дана, чтобы постичь высший мир и управлять событиями, зарождающимися там, а затем нисходящими в наш мир.
- Сколько времени необходимо человеку, чтобы начать ощущать высший мир?
- В предисловии к "Книге о 10 сфиротах" говорится, что учащийся по истинным источникам достигает выхода во внешний мир за три - пять лет.
Имеется в виду, что, если учиться с правильным намерением, преодолеваешь барьер между этим миром и духовным, достигаешь света. |