Указы и законы о борьбе с политическим экстремизмом строги. Но на них, получается, можно наплевать?
Пассажиров утренней электрички Пушкино-Москва будит громкий голос продавца газет.
- Покупаем свеженькие газеты! "Лимонка" и "Дуэль". По 5 рублей. Поддержите русских!
- Почему вы это читаете? - спрашивает пожилая женщина у соседа. - Вы считаете, этой газете можно верить? Газетку ведь собирались закрывать за разжигание чего-то там нехорошего...
- А я читал и буду читать, - пожимает тот плечами.
- Я не могу сказать, что плохо отношусь к евреям или чеченцам, вовсе нет, - вмешивается в разговор дачник, возвращающийся в город. - Но ограничить их в чем-то необходимо, с этим согласен. Посмотрите только: в правительстве и на руководящих постах - сплошь евреи!
Да, тезисы, пережеванные в газетах, украшенных свастиками, падают на взрыхленную почву. Попробуйте здесь, в вагоне электрички, везущей "трудовой десант" в Первопрестольную, заявить громко, что читать фашистскую периодику нормальному человеку не к лицу - боюсь, останетесь в гордом одиночестве. Пытаюсь расспросить тетку, с чьей легкой руки затеян весь этот разговор, есть ли в ее роду люди, погибшие в Великую Отечественную войну. В ту самую, где мы ценой огромной крови одолели фашизм. Но тетке и рта раскрыть не дают.
- А что Гитлер? Он сплотил Германию и поднял ее из руин. Кто бы так России помог, только без закидонов. Гитлера занесло, когда он на СССР напал.
Тему подхватывает парень студенческого вида:
- Прав Илья Глазунов. Он сказал: главная ошибка Гитлера в том была, что он разрушил германо-славянское братство!
Да, такая вот ошибочка у Гитлера вышла...
Государство Российское подобные "дискуссии" попыталось прервать одним могучим ударом в виде нашумевшего президентского указа "О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм экстремизма в Российской Федерации". С чем толком бороться - никто не знает. Потому сегодня роль милиции на этом направлении заключается исключительно в изъятии экстремистской литературы. Однако на московских книжных развалах торговля кипит вовсю. Для тех, кто считает себя скинхедом, выходят журналы "праворадикальной молодежи": "Под ноль", "Белое сопротивление", "Street Fighter" ("Уличный боец") и "Отвертка". Нередко они продаются открыто в рок-магазинах, в переходах метро и на знаменитой Горбушке.
Одна из известных точек в Москве, торгующая фашистской литературой, находится, по иронии судьбы, на площади Революции. Здесь можно купить практически весь джентльменский набор: "Дело № 69" Климова, "Протоколы красных мудрецов", "Из воспоминаний товарища оберпрокурора Священного Синода княза Н.Д.Жевахова", "Сущность сионизма" В.Степина, "Евреи и Талмуд" Ф.Бренье, "Азбука русского национализма" А.П.Баркашова, брошюру "Власть в лицах". Это то, что предлагалось покупателю вчера. Зато вроде бы исчез бестселлер этого прилавка "Майн кампф" все того же Адольфа Гитлера. Неужто указ действует?
- "Майн кампф"? - продавец окидывает меня оценивающим взглядом. - Что, братан, достало? Поищем...
Ищет под прилавком и находит, естественно. А вот десятка экземпляров у него нет. С такими оптовыми аппетитами он направляет меня в спорткомплекс "Олимпийский", на книжную ярмарку, там действительно раздолье.
Найти среди тысяч книг фашистскую "библию" в "Олимпийском" не составило особого труда. Из-под полы по вашему "заказу" достанут любую книгу.
- Возьмите, очень хорошая книга, не пожалеете, всего 150 рублей, - нахваливает свой товар 23-летний продавец Митя. - У меня самые низкие цены в Москве.
- Какая разница, чем торговать? - присоединяется к нашему разговору напарник Мити. - Я считаю, что, как и всякая другая книга, "Майн кампф", должна продаваться без каких-либо ограничений... Право выбора пусть будет на совести самих покупателей.
Что ж, знакомый тезис. Фашистской литературой торгуют и на Новом Арбате возле Дома книги.
- Иди-ка ты своей дорогой! - с подозрением, огрызнулся сначала продавец. И, внимательно просветив меня насквозь взглядом, сменил гнев на милость. Перед моим взором появились и "Майн кампф", и "Еврейский террор в России".
В ГУВД Москвы мне сказали, что большая часть фашистской литературы издается в Москве, Новосибирске, Краснодаре, Волгограде. Но издателей привлечь к ответственности практически невозможно - до сей поры нет правовой базы.
Поэтому милиция составляет лишь справки для отчетов, ссылаясь на то, что законодательство Российской Федерации до сих пор не приведено в соответствие с требованиями того самого указа президента.
Во всех странах спецслужбы занимаются выявлением экстремистов, пропагандирующих свои идеи в разной форме. Но у нас ФСБ даже не реагирует на запросы МВД, обращающееся с просьбой помочь выявить заказчиков, издателей, распространителей националистической литературы.
В соответствии с нормативными положениями, координирующим органом, объединяющим силы и ФСБ, и милиции, и правовых институтов, должна стать прокуратура. Но у нее до таких "мелочей" пока руки не дошли.
Многие были уверены, что с введением нового Уголовного кодекса РФ, в котором ужесточена статья УК о возбуждении национальной, расовой или религиозной вражды, издатели "Лимонки", "Дуэли", "Русского хозяина", "Нашего Отечества", "Народного наблюдателя" и прочее наконец-то станут юридически и фактически ответственны. Но, как водится в России, строгость законов вполне компенсируется возможностью на них наплевать...
"Трибуна", Россия |