Илья Левитас - президент Еврейского совета Украины, президент фонда "Память Бабьего Яра".
Вопрос о музее "Бабий Яр" и Музее еврейской истории Украины стоял с первых дней создания Киевского общества еврейской культуры, т.е. еще с 1988 г .
Местные и центральные органы власти положительно отнеслись к нашим предложениям и для музея "Бабий Яр" было предложено здание на ул. Мельникова, 46 - на территории бывшего еврейского кладбища (там, где сейчас стоит памятник "Минора"). В 1991 г ., в дни 50-летия трагедии Бабьего Яра, в этом здании была развернута тематическая выставка.
Это здание принадлежало профсоюзам, там разместили общежитие хоккейной команды "Сокол", но нас оно из-за небольшой площади не устраивало.
В 1995 г . Кабинет Министров Украины принял решение о создании музея "Бабий Яр", а позднее мэр Киева А.Омельченко выделил Еврейскому совету Украины здание бывшего клуба им. Фрунзе на Московской площади (напротив автовокзала). Из выделенных 2500 кв. м 1060 кв. м целевым назначением отдавалось для музея "Бабий Яр", который становился филиалом Музея истории Киева, пребывая на его балансе.
Однако за три года владения этим зданием мы не могли найти спонсора для его ремонта: ни еврейские организации, ни бизнесмены не дали ни копейки на ремонт. Все это время помещение пустовало, и за его сохранность Еврейский совет задолжал государству более 40 тыс. гривен. В итоге здание было возвращено городу, а мэр Киева А.Омельченко списал накопившийся долг. Но вопрос о создании музея не снимался с повестки дня.
В это же время американский распределительный комитет "Джойнт" нашел возможность создать в Москве, Петербурге и Киеве общинные центры развития еврейской культуры с условиями решения образовательных, музыкальных, спортивных, развлекательных и других программ. Для культурных центров, существующих во всем мире, это вполне естественно, и архитекторы, проектирующие Центр, интерьер здания подгоняли под эти условия. Однако киевляне, которым, как в Москве и Петербурге, пообещали построить, практически подарить такой Центр, предложили руководству "Джойнта" создать в этом здании два музея - музей "Бабий Яр" и Музей еврейской истории Украины, т.е. превратить его в своеобразный музейный комплекс, где сама экспозиция занимала бы 20-25% площади, еще столько же - исследовательский институт, архив, запасники, фонотека, кинозал, тематическая библиотека с читальным залом, учебные и компьютерные классы, книжный магазин, подсобные помещения.
Все это составляет музейно-мемориальную часть.
Остальная площадь - актовый и выставочный залы, курсы языков, общедоступная библиотека с читальным залом, видеотекой, учебными и компьютерными классами, кафетериями для посетителей. Синагога, входящая в Центр, не будет общедоступной, а станет своеобразным залом памяти (как в московском музее Холокоста на Поклонной горе) для поминальных богослужений. Здесь будут заканчиваться экскурсии. Значительная площадь отводится коридорам. Никаких увеселительных и развлекательных программ, естественно, не предусмотрено.
На месте символического захоронения украинских патриотов - Олены Телиги и ее подвижников по согласованию со служителями православной церкви воздвигнут мемориальную церковь. Соседство культовых сооружений представители разных религий подчеркнет дружеские отношения между ними, что будет проявлением межнациональной толерантности и согласия. Это же просматривается и в музее "Бабий Яр", где будут помещены материалы и о расстрелах цыган, украинских патриотов, военнопленных, киевлян, людей различных национальностей. Руководство "Джойнта" согласилось с таким предложением.
Градостроительный совет Киева рассмотрел и утвердил проект израильских архитекторов Ульриха и Даниелы Плеснер.
Об определении места массовых расстрелов в Бабьем Яре. Оно давно обозначено наличием топографических карт и планов Киева, целым рядом комиссий и, главное, живыми свидетелями - жителями улицы Бабий Яр (ныне Олега Ольжича), которая выходила непосредственно к оврагу, где и происходил расстрел. Комиссия киевского горисполкома еще раз уточняла место расстрела и при строительстве станции метро "Дорогожичи", и для установки памятника расстрелянным евреям и цыганам.
Очередная экспертиза, прошедшая 27 июня 2002 г ., была вызвана заявлением определенных лиц, что расстрелы 29.ІХ-5.Х 1941 года происходили на окраинах Яра, там, где сейчас стоит памятник советских времен на ул. Дорогожицкой. Хорошо, если это заблуждение, но уж очень оно похоже на элементарную провокацию. Оппоненты не захотели выслушать свидетелей, живших у Бабьего Яра и видевших жертвы и палачей, и покинули место обсуждения. А жаль, ибо к уже известным показаниям жителей улицы Бабий Яр - Л.Заворотной, Н.Ткаченко, И.Евгеньевой, Е.Савицкой, Д.Пасечного - в этот день добавились новые факты жителей этого района Г .Бебих, О.Пантюх и включившегося в беседу коменданта двух домов на ул. О.Телиги, стоящих сегодня прямо на месте Бабьего Яра, В.Давиденко. Все они подтвердили: Бабий Яр (место массовых расстрелов) заканчивался между домами № 25 и № 29 на ул. О.Телиги, там, где сейчас одноэтажный торговый павильон. Яр тянулся от этого места почти перпендикулярно ул. О.Телиги, пересекая ее и вклиниваясь в зеленую зону метров на 150-200. Трупы расстрелянных сожгли здесь же осенью 1943 г ., накануне освобождения Киева от фашистов, а в 1959-1960 гг. весь овраг замыли песком из карьеров кирпичного завода, что и привело к Куреневской трагедии 13 марта 1961 г ., когда вода с илом прорвала дамбу и уничтожила трамвайный парк и жилые дома, похоронив под собой сотни людей.
Ориентиры, позволяющие точно определить место массовых расстрелов, сохранились: это существующие улицы Мельникова, Дорогожицкая и Бабий Яр (О.Ольжича), кладбища: разрушенные еврейское и караимское, существующие Лукьяновское и воинское, остатки старой дороги, идущей с Сырца на Куреневку (за домами левой стороны ул. О.Телиги).
Кроме того, уцелевшие во время расстрелов 29 сентября 1941 г . евреи (Д.Проничева, Р.Дашкевич, Д.Айзенберг и др.), выбравшись из Яра, уходили в сторону Куреневки, скрываясь в кустах, не пересекая ни одной улицы, что было невозможно, если бы их расстреливали в районе существующего памятника на ул. Дорогожицкой. В этом случае они бы пересекли ул. Мельникова.
Кроме того, к Яру очень близко подходила территория еврейского кладбища (влево от "Миноры"). Именно здесь провели ночь с 29 на 30 сентября 1941 г . люди, которым удалось в суматохе уйти с места расстрела (Ш.Полищук и ее мать А.Шустерман, Н.Биберган). Военнопленные (Я.Капер, Э.Трубаков, Д.Будник), сжигавшие в августе-сентябре 1943 г . трупы расстрелянных, для сооружения "печей" носили оградки с могил еврейского кладбища. Если бы расстрел происходил в этом месте, то и прятаться, и носить оградки безопаснее и удобнее было с караимского кладбища, которое намного ближе.
И последнее. Когда в 1976 г . сооружался памятник на ул. Дорогожицкой, многие возмущались: почему он стоит не на месте фактического расстрела? Власти отвечали, что это памятник всем расстрелянным (слово "еврей" не употреблялось), в том числе и военнопленным, чей лагерь находился в конце ул. Дорогожицкой - там сейчас памятный знак. Поэтому и место нейтральное - посередине между Бабьим Яром и лагерем военнопленных.
У меня никогда не вызывало сомнения, где был Бабий Яр. С осени 1945 г . в течение нескольких лет я с друзьями из школы № 10 неоднократно бывали там, именно там, а не в другом месте мы находили оставшиеся в земле вещи погибших и сдавали их в автолавку, стоявшую на пересечении Кирилловского и Бабьего яров. Вещи собирали для будущего музея (в 1945 году!), нам же платили деньги. Живы и участники этих поисков (М.Дубинский, М.Цыпин).
На том месте и были собраны пуговицы, булавки, расческа, монеты, мундштук, молитвенник, ложка, помазок, чашка для бритья и др., которые я передал в Музей истории Великой Отечественной войны и Музей истории Киева, где они экспонировались.
Почему мы вынуждены доказывать сейчас то, что уже десятилетия не вызывает сомнений?
Дело в том, что есть люди, привыкшие быть участниками всех еврейских проектов, но их не пригласили к созданию Центра. Их поддерживают руководители и сотрудники тех организаций, которые после создания Центра лишатся своей самостоятельности и, главное, финансирования. Они-то и будоражат честных людей, у которых возникает естественный протест: как это строить Центр "на костях убитых", как это там можно танцевать и веселиться? Это же кощунство, это забвение памяти о погибших!
Но это не так.
Центр "Наследие" с музейным комплексом не предусматривает развлечений и увеселений, он не поднимется "на костях", музей "Бабий Яр" будет носить интернациональный характер, мемориальная церковь и синагога не разделят людей разных конфессий, их сблизят горе и скорбь, общие для всего украинского народа, включающего многие национальности, живущие в нашей стране: украинцы, евреи, русские, цыгане, поляки, татары... В том числе и разные конфессии: православную, иудейскую, католическую, мусульманскую.
Национальная часть Центра "Наследие" покажет, что еврейский народ жив, его не удалось убить в годы фашизма, и он начал свое возрождение в новой, независимой Украине, чего не могло быть в годы тоталитаризма и застоя. Центр и музейный комплекс продемонстрируют всему миру новую, демократическую Украину. Его будут посещать многочисленные делегации из зарубежных стран.
А тем, кто затеял эту позорную возню вокруг святого дела, кто обманывает честных людей и играет не на фактах, а на эмоциях, кто лукавит и фарисействует по поводу "костей", напомню, что они пользуются станцией метро "Дорогожичи", которая намного ближе к месту расстрела, что на костях еврейского кладбища, в 60 метрах от памятника "Минора", сегодня играют в футбол и сооружается Центр неканонической конфессии. Почему не слышно их голосов возмущения в этом случае? Или это не грозит их финансированию и получению грантов?
Почему они посещают Октябрьский дворец, где в годы оккупации были расстреляны тысячи киевлян и находился еврейский рабочий лагерь, а сейчас проходят эстрадные концерты, и евреи Киева устраивают веселые праздники "Пурим".
Почему их чувствительные и сентиментальные души не реагируют на это?
Организаторам шумихи не впервой ломать те начинания, в которых они не принимают участия.
Так было при проведении Первого еврейского конгресса Украины, создании Всеукраинской ассоциации защиты узников гетто и концлагерей, внедрении программы развития еврейской культуры, попытке раскола организаций национальных меньшинств, при постоянных конфликтах с еврейскими организациями, не желающих с ними сотрудничать и финансировать. Вот тогда-то они делают свое дело руками честных и порядочных людей, не ведающих, что их обманывают и провоцируют.
В качестве свидетельства места, где находился Бабий Яр, а значит, и места массовых расстрелов печатаем план Киева, помещенный в Малой советской энциклопедии, изданной в 1937 году (том 5, стр. 419). Ясно видно, что Бабий Яр не доходил до ул. Мельникова - урочище располагалось неподалеку от нынешней станции метро "Дорогожичи" - в сторону Куреневки.
"Еврейские вести", Украина |