Вот уже несколько лет кочует по различным еврейским изданиям статья некого Арона Пейсаховича о знаменитом российском флотоводце и легендарном защитнике Севастополя под завлекающим заголовком "Сын еврейского народа адмирал Нахимов". Автор утверждает, что обнаружил его вековые корни.
Складно излагается родословная: дед Нухим - местечковый сапожник, отец Самуил - в 12 лет прибившийся к полку, проходившему через местечко. Лихо! Как этот еврейский мальчик, скорее всего не знавший русского языка, сам ринулся в солдатский строй? Кто его туда принял, когда еще не было кантонистов? К чему сомнения - автор легким пером выводит фразу: "После крещения Самуила назвали Степаном, а фамилию дали - Нухимов".
Откуда доплыла эта умилительная байка до Пейсаховича, он держит в глубокой тайне, как и не называет местечко, не сообщает, из какой церковной книги установил факт крещения Самуила. Путь проложен: "Впоследствии, - продолжает автор, - он изменил одну букву и стал Нахимовым". Стал! И все тут. Нужны кому-то доказательства - ищите сами.
По Пейсаховичу, даже "крещеному барабанщику (почему не сапожнику, ремеслу которого можно было выучиться у деда, кашевару, конюху?) Самуилу пришлось нелегко". Однако дослужился до фельдфебеля, а в 1785 году Степан Нахимов - отец адмирала был произведен в офицеры.
Такова версия. Но стоит обратиться к вполне доступным научным источникам, как построения Арона Пейсаховича разлетаются в прах.
В связи с прошедшим недавно 200-летием со дня рождения П.С.Нахимова в Севастопольской морской библиотеке развернута книжная выставка. Откроем однотомник "П.С.Нахимов. Документы" (Москва, Воениздат. 1954).
На стр. 29 увидим: "МЕТРИЧЕСКОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО О РОЖДЕНИИ П.С.НАХИМОВА. Смоленской губернии, Вяземского уезда, села Спаса Волженского, церкви Спаса нерукотворенного образа, по справкам метрических книг, хранящихся при оной церкви, оказалось под № 1-м: у майора Степана Михайлова сына Нахимова с женой Феодосиею Ивановной родился тысяча восемьсот второго года, июня 23-го, законнорожденный сын Павел. Крещен священником Георгием Овсянниковым 27 июня же.
При крещении его восприемниками были: Сычевского уезда подпоручик Николай Матвеев сын Нахимов да девица Анна Степанова дочь Нахимова. В чем свидетельствуем с приложением церковной печати. 1846 года марта 11-го дня. К сему свидетельству Вяземского уезда села Спаса Волженского священник Василий Овсянников подписал. Диакон Георгий Овсянников. Дьячек Григорий Руженцев ("Морской сборник", 1902, № 6, Л.Салом. Адмирал Павел Степанович Нахимов, стр. 26-27. Подлинник хранится в Музее Черноморского флота в Севастополе).
Так свидетельствует документ.
Но А.Пейсахович записывает в матери Павлу Степановичу дочь лавочника Янкеля из Пинска Ревекку, окрестив ее Раисой. По каким архивам, известно одному Пейсаховичу.
Но поверим все же диакону Георгию и дьячку Григорию - оставим Павлу его подлинную мать Феодосию Ивановну.
За метрикой публикуется "Прошение Ивана и Павла Нахимовых на имя Александра I об определении их в Морской кадетский корпус" от 23 апреля 1813 года.
Узнаем, во-первых, что Иван и Павел Степановы сыновья Нахимовы из российских дворян греческого исповедания, во-вторых, что "отец наш родной Степан Михайлов сын Нахимов, в службе... находится гвардии капитаном и отставлен майором". Капитаном, а не фельдфебелем.
Подобных нестыковок у Пейсаховича предостаточно.
Среди многих книг выставки выделяется биографический очерк "Адмирал Павел Степанович Нахимов", выпущенный Морским министерством в 1868 году.
Автор, капитан 1-го ранга А.Асланбеков (будущий вице-адмирал), защищает честь и достоинство знаменитого флотоводца от нападок некоего анонима, который в журнале "Русский архив" представил П.С.Нахимова в неприглядном виде. Как возмущенно отмечает А.Асланбеков, "под нашептывание ядовитой зависти или шипучей злобы". Будь у анонимщика "Русского архива" (!) хоть какой-то фактик о еврейских корнях, поливаемого им грязью Нахимова, он не преминул бы им воспользоваться.
А Пейсаховичу так хочется "объевреить" Павла Степановича, чтобы окончательно, навсегда. И он приписывает ему жену Рахель. "Она, - утверждает Пейсахович, - наотрез отказалась креститься". И хотя бы намек, откуда такие сведения: наотрез! Скорее всего, слышал звон. Жена-еврейка была у российского адмирала Алексея Грейга (в 1816-1833 гг. - военный губернатор Николаева и Севастополя, главный командир Черноморского флота и портов). Звали дочь николаевского купца Лейка, именно она крестилась, приняв имя Юлия.
Этот факт впервые опубликовал известный писатель-историк Юрий Давыдов, в молодости - флотский офицер. Он - автор документальной повести "Нахимов". Коль Ю.Давыдов "не пощадил" А.Грейга, стал бы он скрывать происхождение Павла Степановича?
В Севастополе приходится беседовать у памятника П.С.Нахимова с гостями из еврейских общин Украины, России, израильтянами. И часто возникает диалог:
- Вы знаете, Нахимов - еврей!
- Не знаю.
- И статьи не читали?
- Читал, это фальшивки
- Почему же печатают?
- Спросить бы тех редакторов.
Наблюдается такой зуд у некоторых пахарей на ниве еврейской истории: кем бы еще дополнить список великих евреев. Авось зачтется как открытие. И действуют по принципу: "Говорят, Хемингуэй в детстве тоже был еврей". А документы и факты их не интересуют.
"Рассвет", Севастополь |