У настоящего таланта много свойств. Одно из них - умение превращать, казалось бы, хорошо знакомое в новое и небанальное, а порою и просто удивительное. Нечто подобное я ощутил на "Клезфесте-2001", когда услышал известную клезмерскую мелодию "Где ты раньше был?" в исполнении ребят из "Харьков клезмер бэнда". Искрометная и темповая мелодия не плыла, а летала по залу. Звала сорваться с места и пуститься в пляс. Вот такая волшебная сила искусства. О ней и о многом другом в один из фестивальных дней мы вели разговор с руководителем "бэнда" Станиславом Райко.
- Наш ансамбль родился весной 1999 года, - начал свой рассказ Стас. - Он был создан при Харьковском еврейском центре "Бейт Дан", работающем при поддержке "Джойнта". Творческая задача была поставлена простая и ясная - возрождать клезмерскую музыку как яркую составную еврейской культуры. Вначале нас былo трое. Сегодня пятеро. Кроме меня, в бэнде выступают контрабасист Абас Зульфугаров, аккордеонист Валерий Полонский, кларнетист Геннадий Фомин и певец-солист Михаил Крупников. Хочу подчеркнуть, что четверо из нас имеют консерваторское образование. За два с половиной года существования мы объездили с гастролями многие города Украины, побывали в Москве, Питере, Таллинне. Очень интересными были наши поездки в Венгрию. Запомнилась нам и поездка в Лондон.
- Насколько я знаю, это "мероприятие" во многом отличалось от клезфестов в Украине.
- Да. Дело в том, что на наши фестивали приглашаются уже зарекомендовавшие себя исполнители. А идея лондонского форума прямо перекликалась с проводящимися в США "Ашкеназ клезкемпами". Что это такое? По своей сути - это большой и веселый лагерь, человек эдак на пятьсот, в который можно приехать всей семьей и приобщиться к еврейской музыкальной культуре. Но Америка есть Америка. Современная клезмерская музыка там сегодня тесно переплетается с джазом. Послушайте любой американский фрейлахс, и вы поймете, как он отличается от тех вещей, что мы в Евпатории разучивали с кларнетистом-виртуозом из Англии Мерлином Шепердом. Так вот, лондонский фестиваль по духу и числу участников был очень похож на американские, но музыка исполнялась на нем в традиционном ашкеназийском стиле. Наш евпаторийский семинар - это собрание профессионалов. В Лондон же ради своего удовольствия приезжали любители, сами оплачивающие пребывание на фестивале.
- Наверное, в клезмерской музыке большое значение имеет и высокая общая музыкальная подготовка?
- Вы знаете, как это ни парадоксально, но классическое образование иногда даже мешает. Его каноны порою давят как жернов. Ведь клезмерская музыка построена на импровизации. И этим она гораздо ближе к джазу. Но, конечно, без умения хорошо владеть инструментом никакая классная музыка невозможна.
- Скажите, есть ли, по Вашему мнению, у идишистской культуры будущее? Ведь одно время казалось, что она уже совсем исчезает.
- Клезмерская музыка - часть идишкайта.
Мне рассказывали про знаменитого писателя Башевиса-Зингера. Когда ему вручали Нобелевскую премию, то спросили: "Почему Вы пишете на идиш, он же умирает?" И знаменитый писатель ответил: "Вы знаете, про идиш уже 500 лет говорят, что он умирает, пусть говорят и дальше". Согласитесь, вряд ли можно сказать лучше.
Этот вопрос у меня тоже мог бы возникнуть, если бы я не побывал на лондонском клезфесте. Когда я увидел 500 человек, которые объединены одной идеей - играть еврейскую музыку, петь песни на идиш, когда я увидел переполненный зал, несмотря на отнюдь не дешевые билеты, этот вопрос отпал сам собой. Я не думаю, что идишкайт закончится когда-нибудь. Я надеюсь, что еврейская музыка будет все более и более популярна. В том же Израиле сейчас.
- В Цфате?
- Да, там фестиваль очень интересный. Мы видим, что в Израиле сейчас перестраиваются, идет возвращение к идишистской культуре. Я думаю, что все будет нормально, идиш не умрет.
- А какие новые задумки у вашего "бэнда"?
- В ближайшее время мы хотели бы записать компакт-диск. Я, правда, не сторонник того, чтобы спешить. Нужно выйти на новый уровень, а потом уже создавать диск. Далее, я нашел очень интересную вещь - переводы советских песен на идиш - "Подмосковные вечера" и другие.
- Не будем забывать, что среди лучших советских композиторов-песенников было много евреев, и есть такое мнение, что они вовсю использовали мелодии своего народа.
- Я вам больше скажу. Есть песня "Немножко вина", ее сочинил человек, создавший "Чебурашку" - Владимир Шаинский. Это сейчас одна из самых популярных песен в Штатах. И все думают, что она народная. Мало того, иногда слышишь, например, в азербайджанской музыке еврейские нотки - вот это вопрос. Хотя ответ очень простой. Поскольку еврейской культуры, так же как и еврейского вопроса, в Советском Союзе не было, то композиторам-евреям приходилось сочинять культуру для других народов, а что они могли сочинить? Они писали те же песни, которые им мама пела в детстве.
- Если Вас пригласят на следующий Клезфест, вы приедете?
- Я чувствую, что знаю уже достаточно много. Хотел бы работать на фестивале как преподаватель. Опыт есть, и, надеюсь, все получится.
Как рассказали мне организаторы клезфестов в Украине Яна и Борис Яновер, харьковский "бэнд" сегодня один из лучших ансамблей не только в Украине, но, возможно, и в Европе. И я в это верю, когда вспоминаю, как ребята из Харькова играют любимую мною пьесу "Где ты раньше был?".
Интервью Михаила Френкеля |