Итак, пошел занавес - звучит молитва, идет обряд выкупа первенца, и вдруг, будто по мановению волшебной палочки, из глубины сцены доносится мелодия "Колыбельной". Мама художника взывает к Г-споду, чтобы тот вразумил беспутного мальчишку: "Картинками одними сыт не будешь...".
И закрутилось колесо спектакля: приход в школу живописи маленького Мордуха Шагала, полное неприятие картин окружением будущего мэтра.
Ощущение своего творческого пути художника созвучно исполнителю главной роли - Шагала и других персонажей моноспектакля "Пролетая над местечком" Еврейского музыкально-драматического театра имени Шолом-Алейхема актеру Авигдору Фрейдлису без сподручных материалов и декораций, не считая двух картин и палитры. Фрейдлис с особой легкостью, видимой нам - зрителям, но никак не исполнителю, преображается в маму, Бадхена, дедушку Мордуха, революционерку Люцию, мадам Антуанетту.
Перед нами проходят картинки XX века - местечко Витебск, любимый город Шагала, художники, Париж с его Лувром, Монмартром, Версалем и Елисейскими Полями. Революция, исход из страны Советов, и снова Париж, и снова исход, уже от фашистской чумы.
И в то же время мне кажется, что авторы спектакля вложили в свое детище больший смысл, пытались затронуть широкий спектр вопросов: положение еврейства в настоящий непростой исторический момент, кроме того, попытались обратить внимание на ситуацию, сложившуюся вокруг коллектива театра.
Вот уже 12-й сезон театр борется за право стать еврейским профессиональным театром в Украине, и при этом до сих пор не имеет статуса муниципального. Арендует втридорога помещения для показа спектаклей и репетиций.
И при всех этих обстоятельствах каждый сезон выпускает одну-две премьеры.
В этом сезоне - спектакль-концерт "И смех, и слезы, и любовь" и моноспектакль, поставленный специально для международного фестиваля "Відлуння".
Нельзя не сказать несколько слов и о лидере еврейского театра Авигдоре Фрейдлисе, который, к сожалению, год назад отказался от руководства театром, что вызвало, с одной стороны, удивление, с другой, - ликование многих недоброжелателей.
Выскажу крамольную мысль: за годы еврейского ренессанса появилось множество еврейских организаций, крышевых структур, религиозных общин, культурных центров, но места для профессионального театра не нашлось. Его подменяют самодеятельность, которая принимает участие в общинных праздниках, или же театральные студии при этих же общинных центрах.
А актеру и режиссеру Фрейдлису просто надоело слыть еврейским "юродивым".
Но как показал опыт работы в течение 12-ти сезонов, несмотря на безразличие попечительских советов и власть предержащих г.Киева, зритель сохранил интерес к театру. Театр не имеет своего расчетного счета и поэтому не может заключить с Центральной театральной кассой договор на продажу билетов, а зрители постоянно спрашивают билеты на спектакли театра. И несмотря на данное обстоятельство, они все-таки приходили на спектакли театра в Планетарии и в театре "Колесо".
Будет очень жаль, если из-за отсутствия средств канет в Лету моноспектакль о Шагале, пропадут средства, вложенные в сценографию, костюмы, фонограммы, и труд актера, который готов вновь и вновь дарить свое искусство зрителю. |