«Еврейский Обозреватель»
ГЛАВНАЯ
15/34
Август 2002
5762 Ав

ЗДЕСЬ ВСЕ ПРИВЫКЛИ ЖДАТЬ ПОМОЩИ
МАРТИН ХОРВИЦ
На главную страницу Распечатать

Мартин Хорвиц - директор Фонда развития еврейских общин в России и Украине (Нью-Йорк)

- Сначала расскажите немного о фонде.

- Фонд развития еврейских общин в России и Украине существует с 1992 года и был создан для того, чтобы поддерживать местные инициативы еврейских общин и правозащитных организаций. Спонсорами вначале были два известных еврейских т.н. "семейных" фонда - Фонд им. Натана Каммингза и Фонд Морая в Вашингтоне.

Это было время, когда было неизвестно, уедет ли большинство евреев из бывшего СССР или останется, и мы решили, что в течение ближайших 5 лет надо поддерживать еврейские инициативы, которые имели место всюду по бывшему Советскому Союзу. С тех пор стало очевидно, что люди по-прежнему живут в этих странах и для большинства - это принципиальное решение. Поэтому программа малых грантов продолжается.

Основная идеология Фонда - работа с местными активистами.

В отличие от других, более масштабных структур Фонд считает, что евреям здесь, на месте, виднее, в каких направлениях развивать свою жизнь. Это касается всех программ - культурных, религиозных, общинных, издания литературы и учебников - лучше, если это сделано по критериям людей, живущих в Украине или в России, чем по критериям людей, живущих в Бруклине или Иерусалиме.

-   А  как Вы пришли в Фонд развития еврейских общин?

- В Фонде я работаю уже десять лет - с момента его возникновения. До этого я 17 лет преподавал в американских университетах русский язык и литературу. В 1991 году я работал в Москве, открывал представительство Объединенного совета прогрессивного иудаизма. В это время два упомянутых фонда начали изучать возможность открытия программы грантов для бывшего СССР. Я сопровождал их в поездках по стране,  а  затем мне предложили стать директором нового Фонда.

- Расскажите о наиболее интересных проектах, которые поддерживал Ваш Фонд.

- Это сложно, потому что за десять лет было много разных проектов. Я бы сказал, что, в первую очередь, это поддержка еврейских школ - не только дневных, но и воскресных. Потому что, по моему опыту, если в Америке еврейская община открывает школу, здесь вокруг школы образуется община. Мое впечатление, что по разным историческим обстоятельствам школа здесь до сих пор более важный еврейский институт, чем синагога.

Сейчас есть очень интересный проект сетевого образовательного общества - это проект, который мы делаем вместе с Педагогическим клубом "Новая еврейская школа" в Петербурге. Его цель - собрать с помощью разных интернет-бюллетеней, т.н. "списков рассылки" из еврейских школ всех регионов бывшего Советского Союза преподавателей иврита, истории, еврейской традиции, чтобы они могли работать вместе, общаться и обмениваться информацией.

Есть два клезмерских фестиваля, которые проводятся уже шесть лет в Петербурге и третий год в Украине. На них более 100 молодых музыкантов и певцов не только поднимают уровень своего репертуара, но, возвращаясь домой, играют очень важную роль в еврейской культурной жизни своих городов. Не только в плане музыки, но и в более широком плане возрождения идишистской ашкеназской культуры.

Новый Центр по изучению Холокоста в Киеве я считаю очень важным проектом, поскольку, если центр Альтмана в Москве давно существует, то в Украине до сих пор не было центра, который на серьезном научном уровне занимался бы этой темой.

Региональную Ассоциацию еврейских общин малых городов, которая базируется в Корсунь-Шевченковском и охватывает уже 38 маленьких городов и более чем 5000 евреев, я тоже считаю очень интересным проектом.

- Какой приблизительно размер годового бюджета Фонда?

- 325 тысяч долларов в грантах на две страны: Россию и Украину.

-  А  какой средний размер гранта?

- От 3 до 5 тысяч - в первый год.  А  средний - где-то 6 тысяч. При этом максимальный размер гранта не может превышать 15 тысяч долларов в год на один проект.

- Вы говорили, что вначале была иллюзия, что все евреи уедут отсюда. Каково сегодня видение американской еврейской общины перспектив ситуации в Украине, в бывшем Советском Союзе в целом?

- Трудно делать обобщения, потому что нет единой американской общины. Есть синагоги, федерации, есть газеты, интеллигенция. Но, в общем, у людей, которые более-менее информированы, уже формируется понимание того, что евреи не просто пока еще остались, но живут и будут жить здесь. И с ними надо считаться.

Правда, поскольку Россия вообще больше обращает на себя внимание американской общественности, чем Украина, больше знают про Россию, про Российский еврейский конгресс, разные религиозные течения. Но, тем не менее, в Америке знают, что в Украине происходят аналогичные процессы, что здесь есть своя еврейская жизнь, которая развивается и продолжается.

- В наших общинах знают "Джойнт" как основного спонсора всей еврейской жизни. Сегодня мы говорили о Фонде развития еврейских общин в России и Украине. Какие еще структуры в Америке оказывают помощь общинам в Украине?

- Я не претендую на знание всех организаций. Я знаю, что несколько еврейских федераций отдельных городов давно напрямую занимаются поддержкой местной общинной жизни. Так, балтиморская федерация имеет серьезные связи с одесской общиной, Бостон - с Днепропетровском, Кливленд - с Петербургом. Сейчас нью-йоркская федерация начала программу грантов для местных общин и недавно выделила грант Николаевскому культурному обществу.

Есть проект "Кешер", это женская организация, которая давно работает в Украине. Они тоже работают на уровне местных общин и у них осуществлен целый ряд успешных проектов.

-  А  есть у местных общин возможность самим выходить на организации такого рода?

- Это очень трудно, потому что здешние люди не привыкли вообще на кого-нибудь выходить. Они привыкли ждать, чтобы на них выходили.

 А  вообще сейчас есть Интернет, можно искать сайты разных фондов и вступать с ними в переписку. Я хочу подчеркнуть, что это совершенно нормальная практика, когда Вы обращаетесь в незнакомый фонд с информационным письмом о Ваших проектах и узнаете, есть ли у них к этому интерес.

Есть еще один большой неиспользованный ресурс. У каждой местной общины есть своя диаспора в Америке. Есть люди из Харькова и Николаева, из Киева и Жмеринки, которые живут в Америке и знают свои синагоги, знают свои федерации. Они могли бы быть очень полезными как связующее звено между здешними и американскими общинами.

В начале прошлого века, люди, уехавшие в Америку, создавали там землячества и поддерживали свои бывшие общины. Я думаю, что сегодня можно было бы возродить эту традицию.

- Вы говорили, что Ваш Фонд в своей политике ориентируется на мнение местных общин. Мы знаем, что другие фонды, работающие здесь, зачастую считают, что они лучше знают ситуацию, лучше знают, на что тратить деньги. Есть ли возможность в подобных конфликтных ситуациях обращаться напрямую к донорам, которые содержат эти фонды? Или доноры всегда являются анонимными, закрытыми фигурами?

- Вряд ли, потому что доноры не привыкли работать через голову людей, которым они платят. В противном случае, зачем иметь представителей, если донор будет каждый раз сам вмешиваться в процесс принятия решений?

- Какой же выход из подобных ситуаций?

- Надо найти своих доноров, надо найти людей, которые имеют личный интерес к Вашему проекту или к Вашей общине. С таким донором Вы сможете работать напрямую.

Интервью Виталия Нахмановича
В начало страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@jewukr.org
© 2002 Еврейская Конфедерация Украины - www.jewukr.org