У хорошего дружного коллектива и традиции бывают только славные. Вот и у нашего самодеятельного театра "Инейнем" при областном обществе еврейского языка и культуры появилась одна прекрасная традиция - представлять премьеры своих спектаклей на суд киевского зрителя. Летом прошлого года именно в Киеве состоялась премьера полюбившегося зрителям спектакля "Праздничные гостинцы" по рассказу Шолом-Алейхема. Спектакль был приурочен к фестивалю по творчеству Шолом-Алейхема "Блуждающие звезды". Тогда, год назад, этот спектакль был тепло встречен киевлянами, а позже получил горячую поддержку родного винницкого зрителя, малых общин нашей и Хмельницкой областей.
И вот, год спустя, опять премьера. И опять - в Киеве. И опять - бессмертный Шолом-Алейхем с его мягким юмором и добрым смехом, смехом сквозь слезы, с его неизбывной грустью и раздумьями над печальными судьбами своего народа.
На этот раз вниманию зрителей был представлен спектакль по пьесе Шолом-Алейхема "Крупный выигрыш". Итак, наш театр был приглашен на Дни еврейской общины Киева, которые проходили 27-28 октября. На этот праздник были приглашены самодеятельные еврейские театральные коллективы из Киева, Кишинева, Львова. Сам праздник был задуман очень интересно: все спектакли, которые привезли гости, шли без перерыва, получился фестиваль "нон-стоп". В промежутке между спектаклями, пока менялись декорации и актеры готовились к выходу на сцену, перед зрителями выступали руководители общины Киева, гости, а также демонстрировались отрывки из передачи "Яхад".
Нашу труппу очень тепло представил ведущий фестиваля. И вот... открылся занавес - и перед зрителями начала разворачиваться смешная и одновременно грустная история бедного портного Шимеле Сорокера, которому привалило большое счастье - на его банковский билет выпал крупный выигрыш. Любовь и корысть, обман и человеческая доверчивость и глупость переплелись в этом действе. Саше Козлову и Тане Вдовиченко, которые играли Шимеле Сорокера и его жену Эти-Мени, удалось раскрыть характеры незадачливых, но добрых бедняков, вечно пекущихся о куске хлеба, на головы которых свалилось огромное богатство. И не их вина, что не смогли они отличить правду от обмана, а мошенников от честных людей - не по их плечам оказалась эта ноша. И неспроста так радуется Шимеле, когда становится опять бедняком - он ведь возвращается к своей привычной трудовой жизни.
Эта пьеса удивительно современна, несмотря на то, что написана в позапрошлом веке. Ведь в наше время, как и тогда, есть много богатых простаков, и, как мухи на мед, летят на шальные деньги разные мошенники, появляются у новоиспеченного богача сомнительные друзья, но они рассеиваются, как дым, стоит улетучиться деньгам.
Эта премьера была действительно удачной. Она - результат дружной работы большого сплоченного коллектива, объединенного общей целью. Настоящей удачей стал приход в труппу хореографа Ирины Бобрович, которая поставила красивые колоритные танцевальные композиции, а также участие в спектакле Виты Витер: ее золотому голосу аплодировали не только зрители, но и актеры. Весь этот спектакль смог увидеть свет благодаря работе талантливого режиссера, "Отличника образования Украины" Аллы Когут, которая сумела собрать и сплотить большой и дружный коллектив, а также поставить такой объемный и интересный спектакль.
Нашему театральному коллективу аплодировал искушенный киевский зритель. Аплодисменты зрителей и отзывы коллег из других самодеятельных коллективов явились лучшим подтверждением удачи. Но наивысшим признанием нашего спектакля стало появление за кулисами очень пожилой женщины, бывшей актрисы, которая рассказала, что она тоже играла в этом спектакле, играла Бейлку, дочь Шимеле Сорокера, но было это в далеком 1936 году и, представьте себе, - в Виннице, в еврейском народном театре! Она сказала, что нашим актерам удалось передать весь колорит и особенности стиля Шолом-Алейхема, хотя играли они на русском, а не на идиш. И на глазах ее блестели слезы. Лучшей оценки работы нельзя и ожидать. |