Еврейский Обозреватель
КУЛЬТУРА
14/17
Ноябрь 2001
5762 Кислев

БУНТ ПРОТИВ Б-ГА: ТРАГЕДИЯ ФАНАТИКА
ЛЕОНИД ЦЫТКИН
На главную страницу Распечатать

Вуди Аллен считает, что большинство людей всегда будет интересоваться двумя вещами: отношениями между полами и евреями. Судя по тому, какие фильмы собрали призы международных кинофестивалей этого года и вызвали интерес (с оттенком скандала) у зрителей, сын одесских евреев, в фильмах которого снимались чуть ли не все американские кинодивы, знает, о чем говорит.

В Берлине и Каннах победили фильмы, вызвавшие скандал не совсем традиционным изображением сексуальных отношений - "Интимность" Патриса Шеро и "Пианистка" Михаэля Ханеке. Евреям достался МКФ в Москве и американский Санденс-фестиваль независимого кино. И там, и там победил дебютный фильм американского режиссера Генри Бина "Фанатик" (The Believer). Достаточно традиционная по форме социально-психологическая драма с элементами экшн шокировала зрителей и критику сюжетом. "Фанатик" - история юноши-еврея из религиозной нью-йоркской семьи, ставшего активистом неонацистской группировки. Думаю, что провокационной явилась не только эта ситуация сама по себе (она вроде бы взята из жизни - был похожий случай в 60-е годы). Герой фильма Денни еще и теоретик антисемитизма. Он постоянно обращается с юдофобскими речами к другим персонажам фильма - на самом-то деле к зрителям в кинозале. Мало того, он требует, чтобы его слушатели были честными и признались сами себе: не любить евреев, желать им зла - это так естественно, это свойственно каждому... Молодой актер Райан Гослинг играет темпераментно, резко, убедительно, чем усиливает ощущение провокации. В какой-то момент складывается впечатление, что режиссер использует практикуемый иногда в медицине метод выявления болезни: внешне здоровому человеку вводится небольшая доза возбудителя инфекции - и это провоцирует появление скрытых симптомов.

"Фанатик" обращен, прежде всего, к евреям, он сделан "своими для своих". Важным мотивом фильма становится проблема "комплекса гетто", в данном случае - добровольного. Через весь фильм проходит навязчивый сон героя: он видит себя эсэсовцем, убивающим еврейского ребенка. Перед смертью сон меняется: Денни уже не эсэсовец, он отец несчастного ребенка, он бросается на человека, одетого в черную форму со свастикой. В ту самую форму, которая висит у него дома. Во сне он возвращается к своему народу. Наяву же умирает, ожесточенный и опустошенный, ни с чем не смирившийся.

«Некуд'а», Санкт-Петербург
В начало страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@  jewukr .org
© 2001 Еврейская Конфедерация Украины - www. jewukr .org