"...Скажите, бывают ли профессии за гранью Добра и Зла? А наша профессия, кто здесь кого выбрал - она нас или мы ее?" ...В аудитории повисла тишина. За окнами - манящие пейзажи Яремчи; в зале отеля "Карпаты" - участники семинара - директора хеседов Центральной, Западной и Южной Украины, координаторы Киевского и Одесского представительств "Джойнта", сотрудники Киевского и Одесского институтов социальных и общинных работников. Для обсуждения им предложена не совсем привычная тема: "Этические доминанты в работе еврейских благотворительных организаций".
В зале присутствуют руководители "Джойнта", ведущие специалисты по социальной и общинной работе из Израиля - без их поддержки ни этот, ни другие семинары просто не могли бы состояться. Они заинтересованы и готовы включиться в дискуссию, а лектор подбрасывает и подбрасывает новые проблемы: в чем состоит "этическая миссия" социальной службы? Почему необходима персонификация социальной справедливости? Чему учит нас в этом отношении трехтысячелетняя еврейская традиция?
Просто невозможно удержаться, чтобы не высказать свое, давно наболевшее мнение. Однако не тут-то было! Дискуссия, как известно, - не руководство к действию, а информация к размышлению. Хотите на конкретных примерах? - пожалуйте в ролевую игру! Участники делятся на четыре группы. В каждой разыгрывается конкретная ситуация: например, Вы - директор хеседа, и Вам нужно уволить вполне хорошего руководителя программы, которая закрывается из-за отсутствия финансирования. А как Вы будете понижать сотрудника в должности? Какими же захватывающими, подчас совершенно неожиданными бывали игровые повороты! Оказывается, сопротивляемости одних и изобретательности других нет предела. Но очевидно и то, как трудно принять личностное нравственное решение, если не за что спрятаться; как не хочется делать самостоятельный выбор и принять ответственность на себя.
Независимые эксперты - наблюдатели игры быстро превращались в горячих ее участников. В частности, выяснилось, что не менее сложной в психологическом и моральном отношении может быть и так называемая "положительная" ситуация, когда, скажем, надо поощрить лишь одного из нескольких хорошо поработавших сотрудников.
Игра была спланирована и проведена так, что все ее участники смогли проявить и свою теоретическую позицию, и практическое уменье (или неуменье) справляться с конкретной нравственной ситуацией.
Второй день семинара готовил для его участников новый проблемный сюрприз: была предложена к обсуждению еще более сложная тема - об отрицательном влиянии благотворительной организации на ее подопечных, а также на сотрудников. В программе семинара это влияние дипломатически названо "неоднозначным". Проблема состоит в том, как осуществлять помощь подопечным, чтобы не превращать их с течением времени в пассивных потребителей (особенно в тех случаях, когда плотная опека со стороны хеседа им действительно необходима), как самому при этом не превратиться в благодетеля, "божка", раздающего блага и требующего почитания. Снова разбились на рабочие группы, не более 8-9 человек в каждой, проигрывали и обсуждали различные ситуации, снова находились неожиданные решения. А когда свели воедино все варианты, оказалось, что они сходятся между собой - нужно: первое - относиться к клиенту как к партнеру в общем деле; второе - быть внимательным к его духовным запросам, поощряя его творческий потенциал; третье - делать все, чтобы сама помощь подопечным по мере возможности сочеталась с их взаимопомощью друг другу; было и четвертое, и пятое, и шестое.
Кстати, наши директора дополнили заявленную тему (лиха беда начало!) проблемой "неоднозначного" влияния хеседа на его руководителей, то есть на самих себя. Говорили они об опасности своего психологического и морального "выгорания".
В различных формах на семинаре ставились и обсуждались вопросы соотношения профессиональной самостоятельности и ответственности директоров хеседов, координаторов "Джойнта", что было созвучно другим проблемам семинара. Это проходило как в рамках презентации темы "Перспективы развития хеседов", в которой участвовали все присутствующие руководители "Джойнта", так и в рамках рабочих совещаний директоров хеседов и координаторов "Джойнта". Проблема самостоятельности и гибкости в принятии решений остро стояла и в групповых обсуждениях по теме "Этика взаимоотношений директора хеседа и внешнего мира", где речь шла о взаимоотношениях с "Джойнтом", другими еврейскими организациями и общиной, государственными структурами.
На заключительном круглом столе высказывались растревоженные, как муравейник, участники семинара. Говорили двадцать шесть человек. Резюмировать это можно так:
семинар был полезен, прежде всего, тем, что дал возможность общаться и позволил с помощью других взглянуть на себя со стороны;
очень важны совместные встречи представителей благотворительных и общинных организаций различных регионов и общие усилия обучающих их институтов;
откровенный разговор об этических доминантах в работе, о ее нравственных стандартах чрезвычайно актуален. Очевидно, разговор этот только начинается. Директор КИСОРа Борис Забарко заметил, что нравственный стандарт для социального работника есть черта профессиональная, а профессионализм без постоянной учебы, повышения квалификации невозможен. Если мы хотим изменений к лучшему, нам необходимо многое изменить в самих себе. А своеобразный итог подвела София Кремер: "То, что этого семинара участникам показалось мало, думаю, может служить его высшей оценкой и залогом наших дальнейших встреч". |