Александр Найман - главный ученый секретарь Академии истории и культуры евреев Украины им. Шимона Дубнова, кандидат политических наук.
Этим принципом "загнивающего капитализма" нас пугали компартийные идеологи и пропагандисты. Теперь мы видим, что такой принцип, воплощаемый во многих программах, имеет как позитивные, так и негативные стороны. Все это зависит от того, кто обеспечивает финансирование, насколько спонсор понимает проблему, решение которой финансирует, и вникает в ход реализации соответствующего проекта. Как правило, специалисты в различных сферах иудаики мало занимаются фондрейзингом, а мастера доения спонсоров весьма далеки от профессионализма в вопросах еврейской истории и культуры. Поэтому многие проекты реализуются не специалистами, а теми, кто получил финансирование. В результате, в президиумах еврейских мероприятий нередко сидят люди, компетенция которых в обсуждаемых проблемах весьма ограничена.
Нечто подобное произошло с весьма шумно рекламировавшимся проектом музея Бабьего Яра, который предполагалось создать в здании бывшей синагоги, где еще не так давно располагался клуб им. Фрунзе (проспект 40-летия Октября, 22). Никто не мог объяснить, почему при отсутствии в Украине еврейского музея решено из всей двухтысячелетней истории евреев выделить одну трагедию. Потом организаторы проекта оказались не в состоянии его реализовать и поступили по принципу: "Ни себе, ни другим". Здание вернули городским властям, дискредитировав процесс реституции, который имеет огромное значение для евреев Украины. Теперь те же организаторы бросились в реализацию проекта Общинного центра, который предполагается построить в Бабьем Яру.
Недавно состоялось обсуждение проектов здания этого центра, но никто не объявлял конкурса на то, что должно находиться в этом сооружении. Не повторяя справедливых высказываний о кощунственном характере строительства Общинного центра на костях сотен тысяч жертв нацизма, отмечу, что их источником в значительной степени стало обсуждение проектов. Оно велось так, будто главное - это коробка, а там уже наполним ее чем-нибудь. Между прочим, говорилось, что в здании будут 2-3 музея, но до сих пор не организован научный совет по их созданию. С предложением учредить такой научный совет наша Академия два года тому обратилась в Еврейский совет Украины, но ответом нас так и не удостоили. Предложения по созданию Еврейского музея Украины мы передали в "Джойнт", но для чего они использованы, так и не известно. Теперь в будущих музеях декларируется отрыв трагедии Бабьего Яра от Холокоста, а Холокост - от истории евреев Украины. Вот такая квалификация.
В Киеве действуют общинные центры "Кинор", "Подсолнух", "Мишпаха", центры при "Сохнуте" и хеседе, "Эш а-Тора" и Объединенной еврейской общине Украины, есть Израильский культурный центр. Еще строится центр Киевской общины (ул. Щекавицкая), а вот музея нет. Известно, что музеи создаются годами. Их организация - особая сфера, объединяющая науку, документальность и наглядность. В Польше для создания аналогичного музея создан научный совет, в который вошли ведущие специалисты по еврейской истории, работающие в Европе и Израиле. В Украине никто еще не заявил о подготовке концепции музея, а научный совет для его создания вообще как бы не нужен.
Мы считаем, что музей двухтысячелетней истории евреев Украины должен включать экспозиции о пребывании евреев в древнем Крыму, Хазарском каганате и Киевской Руси, о жизни и деятельности наших предков под властью Литвы и Польши, в Российской империи, УНР и ЗУНР, межвоенный период, материалы о Холокосте и послевоенных репрессиях, деятелях еврейской культуры в 1950-80-е годы, движении за право на алию, борьбе против антисемитизма, а также постсоветском еврейском возрождении. Тематические экспозиции могут быть посвящены зарождению и развитию хасидизма, еврейского театра, прессы, других изданий, синагогальной архитектуре, караимству, еврейской одежде, религиозной атрибутике и др. Давно пора создать научный совет будущего музея, приступить к разработке его концепции, сбору материалов и обсуждению проектов экспозиций. Затем, исходя из лучшего проекта, необходимо проектировать здание, потому, что коробка должна строиться для содержимого, а не наоборот. |