«Еврейский Обозреватель»
КУЛЬТУРА
12/31
Июнь 2002
5762 Таммуз

О «ЗОЛОТОМ АИСТЕ»
ИРИНА КЛИМОВА
На главную страницу Распечатать

Кажется, ни один из народов СНГ не избежал поспешного подъема национального сознания. У евреев, как и у всех прочих, сейчас проступает печать национального своеобразия. Издавна эмансипированные евреи добровольно вливались в культуру окружающих народов, а в сфере изобразительного искусства ассимилировались особенно стремительно. Разрушив замкнутость "гетто", евреи ринулись осваивать новую культуру, приобщаясь к европейскому стилю жизни, многие евреи стали известными скульпторами, живописцами, графиками. И когда в недавние годы вновь появилась потребность в национальном искусстве, художники оказались в достаточно трудном положении - не на что было опереться в своем желании создавать "еврейское" искусство. На протяжении многих десятилетий национальное так тщательно выбивалось из умов и душ, что черпать еврейскую тему "из себя" могли только единицы. И вот тут то обращение к еврейскому декоративно-прикладному искусству значительно облегчило путь к национальным истокам.

С 24 по 26 мая 2002 года в галерее "НЭФ", которая находится в Киево-Печерском заповеднике, прошел международный фестиваль еврейского декоративно-прикладного искусства "Золотой аист". Организаторами фестиваля выступили Товарищество "Еврейское наследие", Главное управление культуры и искусств Киевской государственной городской администрации, еврейский общинный центр "Мишпаха", Открытый форум работников еврейского образования "Этрог" (Украина), Галерея "НЭФ" Национального Киево-Печерского заповедника, при поддержке Американского Еврейского Объединенного Распределительного комитета "Джойнт".

Из пресс-релиза фестиваля: "Изучение еврейских ремесел, еврейского народного и церемониального искусства, творческие поиски в области современного еврейского декоративно-прикладного искусства (основой которого всегда была и будет наша великая Традиция) - безусловно, являются важными компонентами процесса еврейского Возрождения. Радость художественного творчества, сопряженная с познаванием величественного мира еврейской Традиции, с изучением богатейшего наследия традиционного еврейского искусства привлекает многих и многих людей к этому процессу".

В выставке принимали участие художники из многих городов Украины, России, Беларуси. При достаточно большом количестве работ, выполненных в самых разнообразных техниках, экспозиция выставки была хорошо выстроена. Представить произведение художника так, чтобы оно не потерялось, не исчезло среди прочих дело не простое. Были представлены на выставке керамика и ткачество, батик и ювелирные изделия, прорезные еврейские картинки-вытынанки и аппликации, работы, выполненные в авторских техниках. Уровень мастерства был также достаточно разнообразен. Однако рукотворные вещи в любом случае излучают теплоту, и заложенный в них импульс всегда передается зрителю. Так что не хочется обижать критическим замечанием кого-либо из участников.

Состоявшийся Фестиваль - свидетельство зарождения нового, сообразующегося с действительностью, еврейского декоративно-прикладного искусства, базирующегося на том, что сохранилось из прошлой еврейской жизни.

Например, такая форма прикладного искусства евреев Восточной Европы, как прорезная картинка-вытынанка, по своей сути отличалась от таких же картинок польских или украинских. В еврейской Традиции эстетическое переживание было неотделимо от переживания религиозного. Вырезывание из бумаги было занятием, как правило, мужским. Занимались им учащиеся религиозных школ преимущественно в перерывах между изучением священных книг. Таким образом, работа над картинкой была, в каком-то смысле, способом осмысления сакрального текста. Хочется верить, что современные авторы также вполне осознанно работают с еврейскими символами. И, тем не менее, если даже некоторые экспонаты выставки являлись тщательно сделанными копиями давно существовавших образцов, нет сомнения в том, что и такой вид деятельности имеет право на существование.

Мартин Бубер пересказал такую хасидскую притчу об аисте: "Талмуд говорит, что аист на иврите, святом языке, называется хасида, то есть благочестивый и любящий, ибо он любит свою подругу и птенцов. Да, но почему тогда в Священном Писании он причислен к нечистым птицам? Потому что он дарит любовь лишь своим. Будем надеяться, что "Золотой аист" не таков и подарит свою любовь и расположение многим.

Так что выражаем благодарность организаторов Первого фестиваля и ждем очередного.

В начало страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@  jewukr .org
© 2002 Еврейская Конфедерация Украины - www. jewukr .org