Из Иерусалима специально для «ЕО»
То, что Израиль многонациональное, пестрое, раздираемое как внешними, так и внутренними проблемами государство, знают все. То, что на улице можно услышать любую речь: и испанскую, и румынскую, и английскую, и русскую, а в некоторых городах иногда, пройдясь по улицам, можно и не услышать иврита, тоже не секрет.
А в последние годы в Израиле нередко ласкает слух евреев из Украины "рідна українська мова". Зачастую носителями украинского языка в Израиле являются наши соотечественники, приехавшие на заработки. Преодолевая все мыслимые и немыслимые преграды и трудности, они по туристическим путевкам приезжают в Израиль на месяц и задерживаются здесь на годы. Мне захотелось выяснить, как им здесь живется и работается, не вдаваясь в подробности того, как они попали в страну.
Однако, как оказалось, найти украинских рабочих, а тем более взять у них интервью, было не так уж просто. Все, на кого удавалось выйти, находились в Израиле нелегально, и связываться с прессой никто из них не хотел. Через знакомых и благодаря заверениям о том, что мне не нужны фамилии, вроде бы нашелся смельчак, согласившийся побеседовать с "Еврейским Обозревателем".
В назначенное время я пришла на встречу в предвкушении интересной беседы. Но в последний момент вместо нелегального рабочего пришел легальный репатриант и сообщил, что тот отказался от встречи.
"Но почему он не пришел, я ведь обещала ему, что его имя не будет опубликовано?", - удивленно спросила я. На что он мне ответил, что мои шансы взять интервью у украинских рабочих стремятся к нулю. "Они боятся переходить дорогу на красный свет! А вы хотите интервью. Да они боятся, чтобы их не вытурили из страны, так как их визы давно просрочены".
Заметив мое огорчение, мужчина спросил: " А что вас конкретно интересует? Может, я смогу вам чем-то помочь, ведь я с ними уже много лет работаю на стройке и живем мы вместе, я знаю о них все, только вот я не нелегал, а оле-хадаш".
И я решила задать ему те вопросы, которые подготовила к интервью.
- Скажите, пожалуйста, почему именно Израиль, а не Кипр, например, выбрали они для того, чтобы заработать деньги. Ведь сюда не так легко попасть, да и ситуация сейчас не самая благоприятная?
- А потому что в Израиле больше платят, да и бывших соотечественников больше, не нужно учить язык.
- На каких работах в основном работают украинцы?
- Да на самых тяжелых, в основном на стройках - адский труд, но зато платят хорошо, иногда больше минимума (минимум в Израиле составляет на сегодня 17,56 шекелей в час). Израильтянин на эту работу не пойдет, а украинец с удовольствием.
- Работодатель заключает с ними какой-то трудовой договор?
- Нет, конечно! Он вообще не имеет право брать их на работу, так как они приехали по туристическим визам, которые не дают право на работу. Но в данной ситуации Израилю выгоднее брать на работу украинцев, чем связываться с арабскими рабочими.
- Какие существуют отношения между рабочими и хозяином? Что происходит, если рабочий получает производственную травму, кто оплачивает лечение?
- Да никто не оплачивает. И ничего не происходит. Человек сам помогает себе, как может, собственными средствами. Потому что юридически такого рабочего на стройке не существует, он не имеет права работать, и, соответственно, получать производственную травму. Только в случае, если турист-рабочий пострадает в теракте, государство обязано выплатить компенсацию. Но, скажу вам, что производственные травмы бывают очень редко, и это если только рабочий был пьян.
- А что, бывает и такое?
- Бывает, но пьют на работе в том случае, если каблан (подрядчик - Е.К.) не привез материал и делать нечего, и тогда они сидят и квасят водку.
- А как они живут, как снимают квартиры?
- Приезжают, в основном, группами и снимают квартиры в одном доме, заранее зная адрес и надежность хозяина. Они целый день работают, стараются жить тихо, так что проблем с хозяином и соседями не возникает.
- А как они отдыхают?
- Пьют водку.
- Что, никуда не ходят, не ездят, ничего не смотрят?
- Нет, почему же, очень любят ездить на море - Мертвое, Средиземное. И там пить водку.
- А как они проводят христианские праздники, Пасху например?
- В этом году на Пасху на стройке, где работали украинские рабочие, хозяин объявил выходной. Но зато в следующий шабат часы были отработаны.
- Есть ли у них ностальгия по Украине? Скучают ли за родными?
- Во-первых, есть такие, что приезжают семьями, а у остальных не видел я никакой ностальгии, некоторые даже ищут любой способ, чтобы остаться в Израиле.
- Как они передают деньги своим родным в Украину - через "Вестерн Юнион"?
- Нет, там же требуют теудат-зеут (удостоверение личности - Е.К.). Но они просят израильтян передать деньги через этот банк, я, например, много раз передавал деньги, мне ведь ничего не стоит помочь им.
- А что они едят, в какие магазины ходят?
- Я думаю, в Израиле проблемы с харчами не существует, а русских магазинов больше, чем ивритских. И в них черта лысого можно купить, и сало не является дефицитом, в любом русском магазине вы найдете его на прилавке.
- Расскажите, какие отношения у рабочих из Украины с другими рабочими. Нет ли конфликтов?
- В принципе идет конкуренция между украинцами и румынами.
- Почему? В чем проблема?
- Понимаете, у румын существуют легальные рабочие визы, поскольку Румыния была единственной страной бывшего соцлагеря, кто не разорвал дипломатических отношений с Израилем после 1967 года. И теперь румыны единственные, кто имеют право на работу.
- Был ли какой-то забавный или смешной случай в вашей работе с украинскими рабочими?
- Да, был. Я работал на стройке, куда должна была приехать группа новых украинских рабочих. Так вот, приезжают они на стройку и говорят: " Привет маланцам!" На что я им ответил, что здесь я - еврей, а вы - маланцы.
От редакции:
Поскольку интервьюируемый рассказывает о нелегалах, мы решили поинтересоваться, каким образом можно попасть в Израиль на работу легальным образом. Как сообщили нам достоверные источники, в Израиле квоты на иностранных рабочих выдаются Министерством труда и благосостояния. Рабочие визы делятся на три категории: строительные, сельскохозяйственные и социальные.
Проще всего получить так называемую социальную визу, то есть визу на работу по уходу. Для этого семья в Израиле, заинтересованная в таком работнике, обращается в Министерство и указывает данные конкретного человека. В таком случае, как правило, разрешение выдается беспрепятственно. Что касается виз на другие виды работы, с начала нынешнего года квоты на них для всех иностранцев были заморожены из-за ситуации в стране. Правда, несколько недель назад, в порядке исключения, была введена квота на въезд 6000 рабочих из Таиланда для сельскохозяйственных работ. (Утверждение нашего собеседника, что только румыны получают квоты, не соответствует действительности.)
Хотя люди знающие говорят, что именно украинские рабочие зарекомендовали себя лучше других. Согласно израильскому законодательству, иностранные рабочие, находящиеся в стране легально, могут работать до двух лет. После чего они обязаны получить отпуск и выехать за границу на срок до 24 суток. Затем они имеют право вернуться на работу еще на два года. За четыре года пребывания в стране рабочие хорошо осваивают иврит, и зачастую через определенное время снова готовы ехать на заработки.
На сегодня приблизительная численность иностранных рабочих в Израиле составляет несколько сот тысяч человек, среди которых десятки тысяч наших соотечественников.
Один из подрядчиков объяснил нам, как зачастую абсолютно легальные рабочие превращаются в нелегалов. Основная причина этого кроется в недоверии между ними и работодателем. Например, заключив контракт и приехав, рабочие обнаруживают, что им платят меньше, чем израильтянам за ту же работу. Тогда они решают уйти с этого рабочего места и перейти туда, где платят больше. Нарушив контракт, они автоматически аннулируют действие своей визы, где указано имя подрядчика, остаются без страховки и превращаются в нелегалов. Вследствие чего они подвергаются еще большей эксплуатации, обману со стороны хозяев, а пожаловаться не могут, так как уже лишены соответствующего статуса. Такая ситуация невыгодна как для самих рабочих, так и для работодателя. Работодатель несет ответственность за рабочих, и если несколько человек убежало, то ему на это количество сокращают квоту. Вышеупомянутый подрядчик посоветовал отправляющимся на заработки в Израиль внимательно читать контракт, прежде чем подписывать его.
Впрочем, более низкая оплата труда для иностранцев обусловлена вполне объективными причинами. Работодатель обязан выплачивать 40-процентный налог за каждого иностранного рабочего.
После нескольких трагических случаев, когда иностранные рабочие становились жертвами терактов, для работодателей стало обязательным дорогостоящее страхование рабочих на год вперед.
Как сообщили нам различные источники в Израиле, так или иначе связанные с работой иностранцев, сегодня Израиль как никогда нуждается в рабочей силе. Хотя идет война, тем не менее, дороги расширяются и строительство идет. Как правило, при отсутствии палестинских рабочих, государство увеличивает квоты для иностранцев. Поэтому подрядчики с нетерпением ждут разрешения на ввоз рабочих. А что касается спроса среди последних, оказывается, он в Украине, несмотря ни на что, настолько превышает предложение, что представители официальных фирм, легально занимающихся поставкой рабочих в Израиль, попросили не называть их координат, чтобы не создавать лишнего ажиотажа.
По-видимому, неспроста Давид Зильбер в легендарном израильском юмористическом еженедельнике "Бесэдер" изрек: "По данным МВД Израиля, в последнее время среди нелегальных иностранных рабочих все чаще стали попадаться также нелегальные иностранные помещики и капиталисты". |