«Еврейский Обозреватель»
ГЛАВНАЯ
12/31
Июнь 2002
5762 Таммуз

СОР ИЗ ЕВРЕЙСКОЙ ИЗБЫ
МОДЕЛЬ ЕВРЕЙСКОЙ ДЕМОКРАТИИ В БЕЗДЕЙСТВИИ
ДМИТРИЙ ГОХВАТ
На главную страницу Распечатать

Воистину, впору подобно Льву Толстому воскликнуть: "Не могу молчать!" Ряд последних публикаций в вашей газете просто заставляет меня, рядового члена еврейского сообщества, высказать свое мнение по некоторым вопросам внутриобщинной еврейской жизни.

Я рад, что наконец-то, нарыв прорвало или начинает прорывать. Рад тому обстоятельству, что, наконец, за десять лет практически полного безмолвия и единодушного "одобрямса" нашлась газета, посмевшая озвучить голоса сомневающихся: "А все ли так хорошо в нашей еврейской избе?" Я рад, наконец, увидеть, что не один и есть много людей, которые думают так же, как я и понимают, что в еврейской жизни на Украине происходит что-то не то и им, так же, как и мне, это происходящее не совсем нравится. Я огорчен тем, что картина достаточно удручающа. Я огорчен тем, что пейзаж, изображенный на этой картине в своем безобразном однообразии не локален, а имеет распространение по всей Украине.

Я, может быть, наивно верю и надеюсь на то, что можно кое-что еще исправить. Как говорил М. Жванецкий "Никогда не бывает так плохо, что не могло бы быть еще хуже". И чтобы не было хуже, нам стоит попытаться что-то изменить. Итак, как говорится, перейдем к вопросу о негативных и не очень явлениях и тенденциях.

О КОРОЛЯХ И ИХ СВИТЕ
(проблема еврейского лидерства)

Предварю сразу: то, что скажу здесь, относится, слава   Б-гу , не ко всем еврейским лидерам и среди них есть отдельные люди, с которыми можно иметь дело, найти сочувствие, понимание и поддержку. Не будь этих людей, и из еврейского ренессанса на Украине вообще бы ничего не вышло.

Итак, о других еврейских лидерах. В сущности, ничего особенного из себя не представляя, наградив (назначив) самих себя громкими должностными титулами (чуть ли не еврейских баронов и князей), имея за своей спиной только лишь ими же созданный бюрократический аппарат, они почти поголовно страдают комплексом Наполеона, т.е. манией величия. У постороннего наблюдателя создается впечатление, что они (наши лидеры) участвуют в перманентном состязании за обладание, скажем, титулом "Генеральный Еврей Земного Шара" или выдвинуты в номинации "Самый-Самый Еврей Тысячелетия". Сплошные генералиссимусы и маршалы от еврейства со своими еврейским легионами, которым (как им кажется) несть числа. А ведь сейчас в Украине проживает евреев ну никак не более 500 тыс., а к общинной деятельности (по некоторым оценкам) еще недавно было активно причастно около 10% из этого числа. Увы, скромность уже не украшает человека. Так и хочется крикнуть сакраментальное: "Будьте проще, и к вам потянутся люди!" А они (люди) тянутся в надежде решить свои наболевшие проблемы и насущные вопросы, руководствуясь этим мифом, гласящим об ответственности евреев друг перед другом. И эти страждущие приходят к ним и натыкаются на их лидерскую свиту: секретарей, замов, исполнительных директоров и т.д., которые надежно и свято охраняют покой своих патронов. Доступ к телу закрыт: "Но пасаран - враг не пройдет!" К моему глубокому сожалению, это в равной мере относится и к некоторым религиозным лидерам.

Сколько знакомых мне людей, столкнувшись с грубостью и бездушием еврейских лидеров и их окружения, навсегда утратили веру в еврейскую солидарность и потеряли всякий интерес к еврейской жизни! Этим "лидерам" люди не особенно и нужны (разве что иногда, в роли еврейской массовки). Ибо, сделав из своего по сути общественного занятия некое малое предприятие по добыванию хлеба насущного для себя лично, они не нуждаются в излишних в данном случае свидетелях. Есть у евреев определение такого рода людей и занятия - "швицер, швицерство", т.е. пустая, мало кому полезная деятельность.

Еще о скромности. Наивысшая приветствуемая  Б-гом  степень благодеяния заключается в том, чтобы облагодетельствованный не знал имени благодетеля. Т.е. акт благодеяния (благотворительности) должен носить скрытый, а не публичный, помпезный характер, а Вс-вышний (наступит час) оценит это по достоинству. У нас же, зачастую, это все превращается чуть ли не в культ личности (с еврейским оттенком) времен незабвенных Иосифа Виссарионовича и Леонида Ильича. Еще немного, и наступит необходимость расширять плечи, чтобы было куда повесить очередные знаки отличия и грамоты в золоченых рамках.

Хотел бы еще сказать, что существует очень и очень много вопросов, касающихся ротации и выборности руководящих еврейских кадров, а также прозрачности, а главное, легитимности и честности этих процессов.

ДА НЕ ОСКУДЕЕТ РУКА ДАЮЩЕГО

В "лучших традициях" недалекого тоталитарного прошлого, при организации общинных еврейских структур на вооружение был взят принцип демократического централизма в самом одиозном большевистском его понимании: по всем вопросам единогласный "одобрямс" нижестоящими евреями решений, спущенных от вышестоящих. Это обстоятельство плюс десятилетиями воспитанное в людях сознание, что сверху видно все и за нас все решат, дало соответствующие всходы. У членов еврейской общины развились потребительские, чисто люмпенские взгляды на цели и задачи еврейских общин. Вместо того, чтобы, подобно князю Игорю, вести арию "О дайте, дайте мне свободу..." зазвучала совсем другая песня "О дайте, дайте... нам чего-нибудь". Я неоднократно наблюдал безобразные, честно говоря, сцены раздачи т.н. "подарков" во время празднования Хануки и Пурима. Группы достаточно хорошо одетых и, судя по всему, не бедных евреев, штурмом брали пункты выдачи подарков и, убедившись, что в них ничего существенного ("дифсита") нет, с неподдельным возмущением обманутого конфеткой-пустышкой ребенка, швыряли эти подарки назад. Хотя наблюдался и другой сценарий: те же отнюдь не бедные евреи со счастливыми лицами людей, ухвативших за хвост синюю птицу счастья, с кипами добытых "по знакомству" билетов отоваривались пончиками, пирожками и бутылочками с минеральной водой по полной программе и удалялись, удовлетворенные, с полными торбами.

На мой взгляд, любая благотворительность, в том числе и эти подарки, должна носить сугубо адресный, целевой характер. Неужели нельзя найти более достойного применения затрачиваемых на эту подарочную компанию средств? Все должно делаться от души и от чистого сердца, а не для галочки.

Несколько лет назад, в рамках рекламной кампании популяризации деятельности Киевской городской еврейской общины, я провел выборочное анкетирование евреев Киева (1200 чел.). В разосланных мною анкетах, в частности, были и такие вопросы:

1. Какую рода помощь Вы хотели бы получить от общины?

2. Какого рода помощь общине готовы оказать Вы?

Хотите знать результат? Вернулись анкеты, в основном, от пожилых людей (молодой и средний возраст проигнорировал опрос). На первый вопрос ответили, практически, все и, практически, никто не предложил свои услуги общине. Приучив птичку все время клевать зерно с ладони, очень трудно заставить ее поискать это зерно в другом месте, когда рука дающего оскудела.

Такая же ситуация и в региональных общинах: все они, подобно штандартенфюреру Штирлицу, ждут шифровку (и денег) из Центра на проведение своих мероприятий.

Нет, не до конца еще использован могучий потенциал волонтерского движения, и не до конца изучен вопрос о возможности самофинансирования еврейской общинной деятельности.

О СВЯЩЕННОЙ КОРОВЕ
("Люди гибнут за металл...")

Продолжу арию Мефистофеля "...Сатана там правит бал, там правит бал, там правит бал". Есть такое небесспорное суждение: степень порядочности человека есть величина обратно пропорциональная величине финансовых средств, которыми он обладает (управляет) или пытается обладать. Полная неясность, неопределенность, закрытость, затуманенность в вопросе финансирования деятельности еврейских общин и столь же непонятное нам, непосвященным, распределение этих средств порождает массу домыслов и догадок. Кто из еврейского аппарата сколько получает, почему столько, зачем и за что? Скажете, считать чужие деньги и заглядывать в чужой бумажник неприлично? Конечно, неприлично, но только не тогда, когда речь идет не о частных лавочках, а об общественных организациях, коими являются все без исключения еврейские общины.

Опять же, для непосвященных ситуация с еврейскими деньгами до смешного напоминает эпизод из всенародно любимого боевика "Менты", когда на бандитской "стрелке" мент Дукалис в качестве решающего аргумента для убеждения противоборствующей группировки в своей правоте говорит: "Это НАША корова и МЫ ее ДОИМ!"

А кто дергает эту пресловутую корову за вымечко, сколько раз, куда стекает молочко с этого вымечка, какова его конечная (молочка) жирность, сколько кружек при этом выпивает за раз вспотевший от усердия дояр? Кстати, насчет жирности молока этой священной коровы. Один из моих знакомых еврейских лидеров, большой специалист в вопросе фандрейзинга (выбивания денежных средств из различных благотворительных еврейских организаций, преимущественно зарубежных) как-то открыл мне один пикантный факт: согласно некоторым исследованиям до конечного еврейского потребителя доходит порядка 7% собранных благотворительных средств. Основная проблема в этом вопросе - отсутствие должного общественного контроля. И как же противно слышать или читать о том, что один или группа приближенных к материальным источникам еврейских функционеров бесстыдно обокрала, не додала положенного своим неизмеримо более нуждающимся соплеменникам (№8 "ЕО"). Я, да и, думаю, многие другие, однозначно против того, чтобы выносить такие инциденты на страницы нееврейской печати, привлекать в качестве арбитра какие-либо государственные органы. "Деятельность" таких ворюг предпочтительно надо разбирать внутри общины и безжалостно, со скандалом их изгонять из еврейского сообщества. Застойная формулировка "уволен в связи с переходом на другую работу" здесь неприемлема. Ответственность друг за друга предполагает не круговую поруку, а нечто иное.

Если не перевести в дальнейшем общинную деятельность с бюрократических рельс на путь подлинно общинного самоуправления, не избежать все новых и новых скандалов. Нет, я не призываю создавать немедля внутри общин Комитеты Национального Спасения, ГКЧП, ВЧК, тройки и прочую чрезвычайщину, но, кстати, где не помню, но слыхал: в воровском сообществе неизмеримо гораздо более жесткие законы, и, если вор "скрысятничал" - украл у своих, его безжалостно уничтожают.

И ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ?

В связи со всем вышесказанным, предвижу гневные реплики из зала: "Вот еще один очернитель!... Да как он смеет хаять наше светлое еврейское сегодня!... Да и вообще, кто он такой?... Неужели он не видит тех значительных успехов, которых достигло современное еврейское общиностроение?.."

Да сужу, потому что способность думать, потребность высказывать свои суждения есть та особенность, которая отличает сотворенного  Б-гом  человека от обезьяны.

Да, конечно же, много вижу. Вижу очень много хорошего и конструктивного, вижу много полезных дел и начинаний: еврейские школы и детские садики, фестивали еврейских мастеров искусств, благотворительную раздачу пайков, работу служб милосердия, многоликую еврейскую прессу, наконец.

Но я также вижу и то, о чем сказал уже выше. Вижу, что назрела настоятельная необходимость произвести профилактику и смазку проржавевшего бюрократического механизма еврейского общинного движения маслом настоящего волонтерства, доброты и порядочности. Печально расставаться с мифом, но вижу - пока мы не очень-то ответственны друг за друга. Все как-то каждый сам за себя.

Извечный еврейский вопрос: "И что же делать?". Да, гляньте за окно! За окном - весна, пора надежд. А весной, знаете, принято делать уборку в доме, избавляясь от всякого мусора и ненужных вещей.

Сор в еврейской избе накопился. И пора его вынести.

В начало страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@jewukr.org
© 2002 Еврейская Конфедерация Украины - www.jewukr.org