Еврейский Обозреватель
ОБЩИНЫ УКРАИНЫ
11/14
Октябрь 2001
5762 Тишрей

ДВА ДНЯ НА ЧЕТЫРЕХ КОЛЕСАХ
БОЛЕСЛАВ КАПУЛКИН
На главную Распечатать

Одесский общинный центр "Мигдаль" недавно организовал поездку по могилам еврейских праведников, которыми так изобилует украинская земля. Маршрут пролегал по Подолии и Северной Буковине,   а  затем и по Гуцульщине. Знали мы несколько ключевых точек маршрута, то есть те города, где побываем обязательно, и те захоронения, которые не можем не посетить.  А  вот насчет остальных, нам, в лучшем случае, было известно, что "да, там они есть, приезжайте".

В месяце элул, на исходе субботы, от стен "Мигдаля" отошел автобус, внутри которого находились члены клуба "Еврейская семья" и студенческого клуба,  а  также неподъемные рюкзаки со всяческой снедью (забегая вперед, скажем, что она не понадобилась и благополучно испортилась). Впереди нас ожидали два дня непрерывного движения и почти две тысячи километров по дорогам Украины...

Первым пунктом значился Меджибож. Отправляющиеся по киврей цадиким не минуют этот город как с идеологической, так и с географической точек зрения, - Меджибож расположен на удобном перекрестке,  а  о популярности того, кто похоронен на местном еврейском кладбище, даже и говорить не стоит...

Рабби Исроэль Баал Шем-Тов - основатель хасидизма и человек, перевернувший еврейский мир - настолько любим и почитаем всеми евреями, что редкий из них откажет себе в удовольствии посетить могилу Учителя. Вы не ошиблись, именно "в удовольствии", поскольку, как уверяют знающие люди, в этом месте ощущается особая духовность. "Просто разлита в воздухе", - как сказал один из них. Впрочем, для того, чтобы это почувствовать, наверное, надо быть немножечко хасидом.

В нашем маршрутном листе значилось два города, где мы побывали в прошлом году, поэтому, естественно, было интересно посмотреть и сравнить вчера и сегодня.

Первым из них как раз и был Меджибож. Изменения заметны. Речь не идет, конечно, о самом городе, нет, его спокойное существование вряд ли что изменит. В данном случае нас интересовали изменения на еврейском кладбище...  А  они, по сравнению с прошлым годом весьма существенны. Во-первых, закончено строительство оhеля (шатра) над местом погребения. Кстати, сама традиция сооружения этих шатров ведет начало от рабби Исроэля. Так вот, оhель завершен. В домике белого кирпича (такая, знаете ли, новорусская архитектура - один из знакомых, увидевший фотографии, даже возмутился: "Это кто ж прямо на кладбище себе дачу построил?") вставлены стекла, на полу положена плитка, побелены стены, проведен свет. Изменения, по сравнению с прошлым годом, когда мы стояли внутри каркаса на земляном полу,  а  вокруг гуляли сквозняки, значительные. Исчезла также небольшая стела на месте могилы рабби Исроэля и бетонный заборчик, окружавший ее. Теперь тут красивое надгробие белого полированного мрамора. Все остальные надгробия (в том же оhеле находятся могилы нескольких его ближайших учеников) ранее просто "одетые" в бетон теперь выкрашены белой масляной краской. Так же покрашено и единственное сохранившееся оригинальное надгробие рабби Авраhама-Йеhошуа-Гешеля из Апты (Аптер рав). Эта плита из песчаника, выкрашенная в белый цвет, производит довольно странное впечатление, но что сделано, то сделано...

Из Меджибожа наш путь лежал вниз по карте и вверх по местности. Нас ждала Буковина и ее столица - Черновцы..

На этом пути вам не миновать Каменец-Подольского. Столица одного из районов Подолии, именуемого Каменетчиной, - очаровательный старинный городок. В еврейской же истории, Каменец, в основном, связан с имевшими там место сожжениями Талмуда (XVIII век). Во всеобщей же истории Каменец славен своей крепостью.

На берегах каньона, пробитого рекой Смотрич, высится пряничный городок. По крайней мере, такое создается впечатление при подъезде к крепости. Башенки красного кирпича, зелень садов, черепица остроконечных крыш и флюгера на башнях... Уникальное фортификационное сооружение, взятое под охрану по личному распоряжению еще императора Николая I, издали дивно красиво. При ближайшем рассмотрении, конечно, становятся видны отдельные недостатки, хотя... полчаса, потраченные на крепость, не стоят сожаления. В крепости можно осмотреть этнографический музей (к сожалению, там представлены только украинские экспонаты, хотя Каменец-Подольский славился и большими польской, армянской и еврейской общинами), тюремную башню, в которой был заключен знаменитый разбойник Устим Кармелюк и катувальню (камеру пыток).

Черновцы (по-украински Чернивци, по-еврейски Черновиц) в Израиле называют "город  А ". Родилось это название в 70-е, когда диалоги между коренными израильтянами и новоприбывшими "русскими" происходили следующим образом:

Израильтянин -  А  вы откуда будете?

"Русский" иммигрант - Из Черновцов

Израильтянин -  А-а-а ...

Как и все шутки, эта шутка только отчасти. Так уж случилось, что Черновцы вошли в состав Советского Союза буквально накануне Второй мировой войны, поэтому оккупировавшие город румыны к бывшим своим согражданам относились вполне лояльно. Особенно, если учесть суммы, которые они за эту "лояльность" брали. Тем не менее, множеству черновицких евреев удалось спастись, и в начале 50-х, когда "новых советских евреев" выпускали в Израиль, большинство таких проживало в Черновцах

Впрочем, в самих Черновцах мы окажемся поздно вечером, потому что сейчас наш автобус движется в сторону Садгоры.

Название этого черновицкого пригорода ( а  с 60-х годов XX века и вовсе части города) вряд ли что-то скажет непосвященному. Впрочем, мы то с вами люди знающие: в середине XIX века в городке Садигора (он же Садгора) поселился рабби Исроэль Фридман из Ружина. Уроженец Российской империи, он не сошелся во взглядах с императором Николаем I и после 22 месяцев тюремного заключения бежал в Австро-Венгрию, поселившись в садигорском имении Золотой Поток. Рабби Исроэль и его сыновья основали династию (шейшелес) садигорских цадиков - одну из самых известных в еврейском мире, причем включает она в себя цадиков не только садигорских, но также и бояновских, чортковских и гусятинских.

В начало

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@jewukr.org
© 2001 Еврейская Конфедерация Украины - www.jewukr.org