Юлий Лифшиц, искусствовед
Отсюда можно уходить не глядя. Потому что все эти здания - смесь парковых павильонов с потугами на авангард 70-х годов. Здесь нет ни одной архитектурной, я имею в виду оригинальной образной концепции. Это, подчеркиваю, еврейский центр, а, несмотря на рассеянность народа по свету, существуют некие, пусть и немногочисленные еврейские символы, пространственные решения. В Украине уж во всяком случае, ведь здесь есть штетлы, созданные в соответствии с самостоятельными принципами. Например, все мы знаем, что здание, созданное евреем или для еврея, не может быть достроено до тех пор, пока не восстановлен Храм. Я думаю, что авторы этих проектов далеки от еврейской традиции и возможно слабо знакомы с основой еврейской жизни - Торой. Поэтому я не вижу здесь ничего еврейского. Архитекторы исходили только из функции, а грамотный, я не говорю талантливый, специалист всегда увязывает функцию с образным решением, символами и определенным идейным наполнением.
И, откровенно говоря, место для такого сооружения выбрано неудачно. В Бабьем Яру может быть только мемориальный центр, подобный Яд ваШему, и сосредоточить его можно вокруг Меноры. А для общинного центра нужно найти совсем другое место. |